X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Живые краски прошлого, или Своя Третьяковка

В этом доме праздник города длится круглый год.
На стенах типичной современной квартиры умещается неожиданное количество видов Тюмени Уходящей, любовно подобранных хозяином Николаем Радченко. Около десятка лет тюменский предприниматель составляет замечательную коллекцию городских пейзажей в исполнении лучших художников.
Здесь и экспрессивность мазков Гардубея, и взвешенная точность графических линий Воробьева, и лаконичная лирика цветовых пятен Павлова… Взгляд на утраченные ландшафты в восприятии Седова, Рыбьякова, Юдина. Токарева…
… Какого цвета наши воспоминания? Вернее, какого света? Чувствительный к полутонам Николай Радченко считает — душа Старой Тюмени, где он родился и куда врос своей личной историей, содержится в пасмурной тревоге серых дней. Звонкое солнце — тоже хорошо, но визуально пусто. Просто таким запомнилось детство — палитра приглушенных красок деревянных тротуаров, крыш, стен…
Радченко одним из первых встревожился, что натура, дорогая его сердцу, уходит — начало экспансии новостроек, дробящих цельность исторической среды Тюмени, относит к 90-м годам прошлого века. Самое интересное, что род занятий Николая Викторовича обязывает его досадливо взирать с новеньких стеклянных многоэтажек на карлики-особнячки, потрафленные временем, как на бельмо в глазу нового города. По крайней мере, так делают многие наши начальники от строительства.
Выпускник машиностроительного техникума и индустриального института, проработавший немало на заводе БКУ, ЖБИ-3, изъездивший Север специалистом по монтажу нефте- и газопроводов, Радченко владеет всем диапазоном строительного специальностей. В 1994 году он создал собственную фирму-поставщика «Траст ВИР», небольшую, но очень гибко реагирующую на запросы создающегося рынка. Команда Радченко снабжает разрастающуюся Тюмень, стремительно реконструируемый Тобольск, Нижневартовск, Сургут и другие города всеми необходимыми материалами — от гигантских порций строительных лесов до ведер и перчаток. Более того, она создает моду на «культурное строительство», внедряя на стройки новинки из других городов — фасадные сетки (теперь закутывать леса в зеленую дымку предохранительной сети — норма), красно-белые «сигнальные» наливные блоки, внешние мусоропроводы, одевая рабочих в опрятную спецодежду, индивидуальную для каждой организации.
Мы познакомились с Радченко под его 50-летний юбилей, благодаря его давнему другу Александру Вычугжанину, тюменцу-писателю, известному в научных кругах обеих столиц. Тот так же парадоксально сочетает внешне несочетаемое: прозу банковского управления и поэзию краеведческих изысканий. Двое блестящих представителей среднего класса, успешных и с разносторонними вкусами — отрадная картина поколения, соль сибирской земли…
Радченко при личной встрече кажется воплощением спокойствия и равновесия, но взведенную пружину кипучей энергии ощущаешь в жестах и веселом блеске голубых глаз. Коренной тюменец, связанный с этим го-, родом историей четырех поколений, а также географией бесчисленных переездов с квартиры на квартиру, Николай Викторович знает город, как редкий житель («свои» районы — это Зарека, Мыс, Парфеново, Тарманы, кварталы улиц Советской, Олимпийской, 30 лет Победы, Пермякова, Геологоразведчиков). Немудрено, что это знание пошло ему в копилку не только как строителю, но и как эксперту-риэлтору. Со «своей колокольни» Радченко резюмирует, и выводы его совпадают с мнением дилетантов: никто так много не сделал для обновления современного города, как Сергей Собянин. «Он задал Тюмени вектор развития, речь и об интенсивном жилищном строительстве, и о росте населения…»
Но надо сознавать, что застройка происходит не на пустом месте. А тюменскую четырехсотлетнюю старину должно защищать не только ретроградам! Прекрасно, если исторически ценные пространства осваивают люди, такие, как Радченко, влюбленные в дух купеческой старины, ценящие каждый наличник с уникальной для Сибири объемной резьбой. Тогда, отмечает Николай Викторович, и рождаются современные кварталы, вписанные в ансамбли старых домов, имитирующие ее милый теплый декор, — хорошие примеры на виду.
Еще одно патриотичное мнение: «Я много ездил по России, бывал в картинных галереях и понял — у нас в Тюмени прекрасная школа современных художников. Просто россыпь самородков…» Главным из них Радченко почитает Александра Павлова, настолько, что стал постоянным его заказчиком. Поэтому в собрании Николая Викторовича (пока состоящим из чуть больше двух десятков картин) главное место занимает павловский эксклюзив — ракурс на красную водонапорную башню, вид на улицу Полевую, желтый флигель на Первомайской.
Галерея Радченко запрограммирована на путешествие в прошлое, тем не менее, картинам вовсе не обязательно быть живописными фотографиями. Например, здесь нашли приют экспрессивные абстракции московского художника Николая Чередниченко. Михаила Гардубея тоже не назовешь реалистом.
Все же главное — атмосфера, считает коллекционер. Тот ностальгический код, который надобно запаять в капсулу живописных находок и отправить для расшифровки будущим поколениям.
***
фото: Николай Викторович Радченко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта