X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Июльский дождь

Пронзительная стрела времени, терпкая полынь памяти хватает за сердце. Уносит в незабвенные 1960-е, в прекрасный и яростный мир моего поколения, коему с горькой и светлой печалью сейчас рассказывает нашу молодую сказку-быль кинолента «Июльский дождь».

Радости и горе, и хлеба горбушку — и ту пополам… Вот и тюменский июль оказался таким странным, но манящим. Меньше солнечным, больше дождливым. Грустно-веселая мозаика нашей культуры.

Курьерские театральные оценки были без липы

На днях позвонил в свой областной театр драмы директор Владимир Коревицкий. Из Смоленска. Счастливый, аж до небес. Замечательно, удачно завершились гастроли в Минске. Большой успех в Смоленске. Уже есть предложение готовить спектакль «Вишневый сад» к предварительным просмотрам ради возможного попадания в почетный список номинантов на соискание национальной театральной премии «Золотая маска».

Печаль моя светла

Потом звонок от завлитчастью театра Анжелы Карапетян. Уревелась вся. В минувший четверг «Радио России» сообщило о кончине Лагунова. «Старики» труппы — заслуженные артисты РФ Геннадий Баширов, Владимир Орел, игравшие на нашей сцене в его пьесах, — тоже помянули мэтра. А Анжела? Eе-то Константин Яковлевич Лагунов и привел в театр в начале 1990-х. Благословил способствовать союзу литературы и сцены.

В минувшую субботу Тюмень достойно проводила в последний путь своего Почетного гражданина. Все траурные дела и ритуалы обеспечили областная и городская администрации, ТГУ. При большом стечении публики слова прощания и глубокого соболезнования родным и близким Лагунова высказали зам. губернатора Андрей Артюхов, директор департамента информационной политики Александр Новопашин, представители областной Думы, наш мэр Степан Киричук. Из Сургута прилетела Лилия Цареградская, директор издательства «Северный дом». Выступали ветераны, читатели, библиотекари, педагоги.

Червишевский некрополь. В конце главной аллеи, метрах в 50 по правой дорожке — место упокоения Лагунова. Траурная церемония продолжилась. Известный писатель Зот Тобопкин был убедителен: Лагунов увидел в них, молодых журналистах, основу писательской организации. Как настоящий лидер, помогал встать на ноги — и в творческом плане, и в быту.

Ректор ТГУ Геннадий Куцев: талант и вклад Лагунова в региональную культуру незаменим. Он прекрасно понимал и знал современную молодежь, был наставником по всем статьям. В ТГУ основал кафедру журналистики. А вот взгляд одного из участников нефтегазовой эпопеи Eвгения Панова: как-то писатель был с нами на серьезной рыбалке. Во все хитрости вникал. С его-то слабым зрением — мы удивлялись — освоил премудрости. Потом читал роман — все точно. Он — настоящий народный интеллигент, сам поднялся из низов. Замечательный человек.

Билет в страну детства

Июль с.г. — бенефис художника и поэта Олега Федорова. Я уже писал о выставке в научном центре на Таймырской. А тут областной музей изоискусств дал ему возможность открыть, свою персональную выставку в престижном зале. Вернисаж 17 июля с.г. То, что Федоров опять удивит, я знал. Но чтобы так! Он вернул нам детство, показал, как проникался духом мировой и отечественной культуры. Когда деревья были большими, а у ручья, в котором плещется форель, Тесей (великий герой античной Греции) побеждает злобного Минотавра. Олег назвал выставку «Живопись — рисунки — фантазии — вещи». Что было с ним с 2 до 11 лет. Первая настоящая инсталляция в Тюмени, когда художник не просто размещает картины друг за другом, а циклично, окружая дорогими ему предметами, дополняя впечатление.

Наверное, Федоров сохранил все детское. Даже мальчишеский лук с веревочной тетивой. Мэтр Михаил Гардубей: живописец летучей мысли, ловец смены наших впечатлений. Цвет передает смысл. Искусствовед Наталья Паромова: сознательно ценит то детское время — время рождения творчества. Освоения мира. Каков он — содружество разных сил или дисгармония? Нежность и романтика детского трепета перед открывшейся красотой. Научиться идти вразрез. Eще в училище искусств, когда сверстники ругали московского художника Шилова за живописную бескрылую бытовуху, он встал и сказал, что потомки по его картинам будут судить про 1980-е гг. Главный художник театра кукол Сергей Перепелкин: концептуальная выставка. Для Олега не идея имеет значение, а красота идеи. Ольга Трофимова (из вершининской новой волны): Федоров ценит каждое мгновение жизни. Оно растянуто во времени — от детства до сегодня. Оно живет, он все сохранил — книги, игрушки. И они доброй энергетикой, чистотой помогают ему находить новые решения.

27 июля с.г. Федоров снова ждет нас. В своем центре на Таймырской в четыре часа пополудни собирается открыть выставку тюменского пейзажа. Уговаривает коллег, подбирает картины. Для очередного «АРТезианского колодца».

Что написано пером

Член СП РФ Анатолий Васильев недоволен моей работой в «Курьере». Свой взгляд он изложил в публикации «В огороде бузина, а в ТГУ — Рогачев, или «Такая культурная жизнь» («Тюменская правда», 2001,17 июля).

1. Васильев: «…прихожу домой, включаю радио — там те же «брызги»: слово в слово из «Тюменского курьера». Речь идет о моих радиобеседах о местной культуре в программе «Городское радио» компании «Регион-Тюмень». Да, темы моих сюжетов могут совпадать с обзорами в «Курьере». Да, в газете от 26 июня с.г. я высказал свой взгляд на книгоиздательскую политику в области, привел массу фактов, свидетельствующих о том, что не только приложение «Проталина» и журнал «Сибирское богатство» (редактор Васильев) освещают «по большому счету» наш литературный процесс. В ином ключе, с дополнениями к теме прозвучал и мой радиокомментарий.

2. В своей публикации Васильев приписывает мне и моим коллегам по кафедре русской литературы ТГУ вину в появлении молодых «самопровозглашенных гениев» и «несостоявшихся богов» от литературы, иронизирует над нашими книгами и хрестоматиями, выпущенными издательством Юрия Мандрики. Трехтомная хрестоматия «Литература Тюменского края» (1996) рекомендована в качестве учебного пособия по литературному краеведению Тюменским ИПК ПК — институтом повышения квалификации педагогических кадров, ныне — ТОГИРРО (Тюменский областной госинститут развития регионального образования). Хрестоматии «Лукоморье» (1997) и «Страна без границ» (в 2-х книгах, 1998) рекомендованы Центром педагогических инноваций управления по образованию г.Тюмени. Большая часть тиража закуплена областью и городом для школьных библиотек.

3. Я и незабвенный Константин Лагунов сотрудничали с Мандрикой при подготовке издания 10-томной серии книг «Невидимые времена», посвященной историко-культурному наследию региона. Серия получила почетный диплом на выставке в Венгрии, недавно издатель удостоен Большой золотой медали Всеси-бирской книжной ярмарки (в жюри были и авторитетные краеведы). Серию Васильев называет «сериалом» (сериалы — из сферы кино и телевидения) и обозначает ее как «Литературные фантомы». Это название одного из 10 томов, с горечью указывающее на печальную судьбу тюменских писателей XIX в. и неблагодарных потомков. Васильев пишет, что «тюменская литература была оскорблена названием сериала…» («Литературные фантомы» — В.Р.)…

Пора завершать обзор. Дождь прошел. Природа очистилась, с нами посложней. Но и хороших людей хватает, на них и опора. Приношу свои извинения замечательной актрисе нашего кукольного театра Альфие Загретдиновой. Из-за технической ошибки под снимком с премьеры спектакля «Маленькая фея» в своем обзоре от 16 июля с.г. не указана ее фамилия.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта