X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Огней так много золотых…

В Саратове состоялся Всероссийский фестиваль телевизионных фильмов и программ «Телепрофи-2007», в котором приняли участие и тюменцы.
***
Дорога на Волгу лежит через Москву… Два взлета, две посадки, между ними несколько выматывающих душу часов в Домодедово — и вот я уже в Саратове, улицы которого, если верить известной песне, должны быть просто залиты золотом огней.
С огнями, надо сказать, в городе, протянувшемся на сорок пять километров вдоль Волги, «напряженка»: в отличие от Тюмени, почти нет уличной иллюминации, здания, в том числе и административные, не украшены нарядной подсветкой. Здесь нет даже… светофоров! Во всяком случае, в том количестве, в каком мы привыкли видеть их на улицах Тюмени, — на каждом, даже самом маленьком, спрятанном в глубине кварталов, перекрестке. Их нет даже на центральных улицах: к примеру, на площади перед ГТРК «Саратов» встречные машины разъезжаются на свой страх и риск. На удивление гостей водитель автобуса, на котором путешествуют по городу участники фестиваля, реагирует спокойно: мол, улицы узкие, смысла нет в светофорах. Может, оно и так, но машины по разбитым, давно не знавшим ремонта дорогам все равно ездят быстро, и смотреть, как резво перебегают с одной стороны улицы на другую пешеходы, — дух захватывает.
Саратов не производит впечатления города-миллионника (до миллиона не хватает пустяка — каких-то Тридцати тысяч жителей). Несмотря на то, что Тюмень старше на четыре года, ее вполне можно назвать современным городом. Саратов же застрял где-то между XIX и XX веками: здесь очень много старинных зданий, но все они какие-то неухоженные, словно заброшенные, осиротевшие старухи, забытые детьми и внуками. Дома конца XIX века соседствуют с теми, что построены в 50-е — 60-е годы, но разница между ними только в архитектурных излишествах, характерных для первых и почти полностью отсутствующих у вторых. А что касается запущенности, то она их объединяет.
Пожалуй, единственное, что радует глаз, — это каштаны и высокие пирамидальные тополя, каких нет в Сибири, — они придают Саратову сходство с приморским городом. А пейзаж с видом на Волгу завершает эту картину.
***
Фестиваль — это не отдых, а напряженная работа. Просмотры фильмов, мастер-классы мэтров документального кино, обсуждение конкурсных работ…
Программа «Телепрофи-2007» была очень насыщенной, практически не оставляющей времени для прогулок и экскурсий. Сразу после завтрака участники отбывали в кинотеатр с многозначительным названием «Иллюминатор», где проходили мастер-классы кинорежиссера, члена Академии российского телевидения, члена Международной Академии телевидения и радио Самария Зеликина и профессора факультета журналистики МГУ, председателя жюри фестиваля Сергея Муратова.
Услышать звезд советской и российской кинодокументалистики такого уровня не только познавательно, но еще и просто интересно. К примеру, их размышления о сегодняшнем состоянии и перспективах развития документального кино.
— Кино появилось 28 декабря 1895 года, — рассказывает Самарий Зеликин, — из десяти первых фильмов девять были документальными. Казалось, так будет всегда: документальное кино плюс немного игровых фильмов. Все оказалось не так. Спустя век документальное кино все еще находится в зародыше… О том, что у нас вновь появилось документальное кино, знают только те, кто его создает, и те, кто его видел. Удивительно, что на этом фоне его все еще создают!
А по словам Сергея Муратова, документальное кино — это искусство будущего, презираемое настоящим. Сегодня преобладает информационное телевидение. Если сравнить телевидение с музыкой, то нам оставили только «Чижика-пыжика».
А вот еще высказывания, характеризующие состояние современного ТВ.
Самарий Зеликин: «Есть разница между повседневным обедом и праздничным. Телевидение — это домохозяйка, которая готовит повседневные обеды, которой дают три рубля, чтобы она купила продукты на рынке: острого нельзя, соленого нельзя… Даже спасибо никто не скажет. А мы хотели праздника…» Сергей Муратов: «Сегодня телевидение — это «Макдоналдс» с огромными деньгами, но кормят при этом комплексными обедами».
***
В рамках фестиваля состоялся творческий вечер известного тележурналиста, ведущего программ «До и после полуночи» и «Частная жизнь» Владимира Молчанова и его жены, а по совместительству режиссера его фильмов Консуэлы Сегура. Маленькое открытие: оказывается, Молчанов — коренной саратовец. Более того, знаменитую песню «Огней так много золотых на улицах Саратова» 50 лет назад написал его отец, Кирилл Молчанов.
Консуэла Сегура — испанка. Ее отец был в числе тех детей, что приехали в Советский Союз в конце тридцатых годов, спасаясь от гражданской войны. И остался здесь навсегда. Женился на русской, но дочь назвал испанским именем.
Владимир и Консуэла познакомились, когда им было по семнадцать лет, и с тех пор не расставались — тот счастливый случай, когда объединяет не только семья, но и работа.
Творческий дуэт представил на суд искушенной телепублики два своих фильма: «Испанское рондо. Семьдесят лет спустя» (премьера состоялась 3 октября в Саратове, а телезрители смогут увидеть его 7 ноября на канале РенТВ) и «Мелодии рижского гетто». Первый фильм — о русских детях, которых усыновляют испанцы: своеобразная параллель с тем временем, когда испанцев спасали советские люди. Фильм-боль, фильм-вопрос: почему наши дети нужны иностранцам больше, чем нам? Фильм тяжелый и, на мой взгляд, достаточно пессимистичный. По мнению Владимира Молчанова, в России ситуация с усыновлением в ближайшее время не изменится. Кстати, одной из героинь фильма стала пятилетняя девочка Лиля из Тобольска — ее удочерила испанка Ольга Атиенса. В следующем году семья Атиенса хочет взять из тобольского детского дома еще одного ребенка.
Название второго фильма — «Мелодии рижского гетто» — говорит само за себя: это история недолгого существования и уничтожения еврейского гетто.
Ну и, наконец, об итогах творческого конкурса. Ожиданием этого события участники фестиваля жили все эти такие долгие и такие короткие три дня. Церемония награждения проходила все в том же кинотеатре «Иллюминатор» при большом стечении народа. Дело в том, что в эти дни ГТРК «Саратов» отмечала свое 50-летие, так что в зале собрались и ветераны телевидения, и те, кто создает его сегодня, и гости телерадиокомпании. Мест не хватало — стояли даже в проходе.
Жюри просмотрело около семидесяти работ, вышедших в финал. Всего же на конкурс было представлено более двухсот телефильмов и программ более чем тридцати компаний, не только российских, но и из Казахстана и даже Китая.
В каждой номинации в финал вышло 5-6 работ, самой многочисленной оказалась номинация «Телевизионный фильм» — было представлено 12 работ.
Самой «награжденной» стала молодежная программа «Классно!» производства ГТРК «Регион-Тюмень». Она получила приз губернатора Саратовской области, специальный диплом жюри «За профессиональное привлечение целевых аудиторий» и диплом финалиста в номинации «Молодежная, программа».
В номинации «Сценарист документального фильма или программы» главный приз получила автор этих строк за сценарий документального фильма «Генерал мужицкой рати», посвященного крестьянскому восстанию 1921 года в Западной Сибири.
За дипломами и призами мне пришлось выйти, на сцену четыре раза, как никому другому. Четыре раза прозвучало: «… Награждается… ГТРК «Регион-Тюмень». Было приятно, не скрою. Особенно, когда уже после завершения церемонии подходили финалисты из других компаний и спрашивали: «Это вы все собрали?» «Да!» — отвечала я гордо и принимала поздравления так, словно к программе «Классно!», завоевавшей три награды, имею самое непосредственное отношение. В конце концов, главное — что все мы из одной лодки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта