X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Марина Кускова: «Школа — это мое!»

По рабочему кабинету можно судить, что за человек в нем трудится. У Марины Кусковой, проректора по учебно-методической работе ТОГИРРО, он светлый и радостный.
«Замечательный педагог, победитель конкурса «Учитель года-94» (только сама она вам об этом никогда не расскажет), она — учитель для учителей…», — говорит Ольга Ройтблат, директор Тюменского областного государственного института развития регионального образования о Марине Валентиновне.
А главное — она неравнодушный человек. Открыта для общения и легко увлекает своим рассказом, даже если рассуждает о «требованиях к школьному учебнику с позиции методической». Но обо всем по порядку.
— Марина Валентиновна, расскажите, как складывалась ваша преподавательская деятельность. Были ли какие-то интересные причины, побудившие вас выбрать свою профессию?
— Я родом из Свердловской области. В школе у меня был замечательный учитель истории, который дал мне возможность самореализации. По его стопам я и поступила в Уральский государственный университет. Первые практики убедили, что школа, — это мое. Помню, помогал хороший настрой детей и учителя, который спокойно доверял мне свой класс.
В Тюмени я начала работать в школе №26, потом в 6-й. Крупно повезло, когда попала в 17-ю. Директор Рыкова Людмила Михайловна приняла и поддержала. Что-то она во мне нашла, чего я сама в себе не видела, это дало толчок к самосовершенствованию. В 1994 году я приняла участие в конкурсе «Учитель года». Так получилось, что стала победителем. В этом же году поступила в Московскую аспирантуру, в Институт развития личности, занялась научной деятельностью.
Когда меня пригласили работать в институт развития регионального образования, я поняла, что здесь я буду недалеко от своей любимой профессии и в курсе всех дел.
Конечно, совмещать работу в институте со школой сложно. Когда я прихожу в школу, чувствую себя там человеком, который нужен, который может передать свой опыт. И в то же время я беру то, чем живет сегодняшняя молодежь. Дети помогают мне взглянуть на мир по-другому.
— Расскажите о ваших учениках. Какие они?
— Мои ученики — дети, которые дают огромное количество оптимизма, зажигают. Из любой ситуации они могут найти неординарный выход. Сколько версий выдвигают, почему не выполнили домашнее задание! Например, однажды мне рассказывали о том, что задание по ошибке записано в дневник соседа по парте. Причем, все слова подтверждались реальными доказательствами.
— Бывает ли, что не вы их, а они вас чему-то учат?
— Мудрости в выборе. Дети разные, но есть такие, которые не по-детски мудры. Особенно хулиганы или ребята из неблагополучных семей. Они оценивают ситуацию по-взрослому, я не раз это замечала. Уже не говорю о том, что дети лучше меня разбираются в компьютерах, Интернете. Конечно, я тоже в этом деле не профан, но они-то это щелкают, как орешки.
—Вы преподаете около 20 лет. Как меняются дети, их отношение к истории?
— Я застала советский период, когда история была базовой наукой для формирования мировоззрения. Конечно, она остается таковой и сейчас, но тогда были лишь факты, не-требующие доказательства. Историю рассматривали, как линейный, равномерно развивающийся процесс. А сейчас появляется много разных точек зрения на исторические события, в том числе мнения зарубежных ученых об истории нашей страны. Теперь на уроках истории и обществознания нет четкой позиции: это так, а не иначе.
Задача педагога — учить детей пользоваться историческими данными и фактами, учить любить свою историю и самого себя. Получается ли это? Однозначно сказать нельзя. Ведь главное — не знание фактов и персоналий. Главное — с чем выйдет выпускник из школы. Будет ли он патриотом своей Родины?
Раньше ученик мог обращаться лишь к одному учебнику, а сейчас бывает, что ты на уроке рассказываешь одно, а ребенок говорит: «Я в Интернете прочитал другую версию». В таких ситуациях нужно, чтобы у педагога была своя четкая позиция. Кроме того, историк должен рассказать детям, что есть литература, которой можно доверять, а есть много околонаучных изданий, стремящихся раскрутить какой-нибудь «жареный» факт.
—Раз уж зашел разговор о книгах, сейчас многие учебники истории переписываются, издаются новые… Что вы об этом думаете и какую литературу сами используете?
— Сейчас я преподаю только право, но по ходу деятельности рекомендую преподавателям ту или иную литературу. Есть список, утвержденный Министерством образования РФ, из которого можно выбирать. Педагог должен научиться выбирать грамотно. Требования к учебнику должны строиться с позиции методической, особенно для ребятишек, которые только начинают учить историю: прекрасные иллюстрации, интересные задания и, конечно, качественная полиграфия. Я с ужасом вспоминаю учебники на серых листах, где не было никаких документов и приложений.
Кстати, у историков возникает дискуссия, а что должна отражать история? Любой учитель может найти аргументы как для позитивного, так и для негативного восприятия того или иного факта. Он должен не приукрашивать, но формировать у ребенка позитивное отношение к родной истории.
Не всегда это удается: сейчас в школу приходит много молодых педагогов, равнодушных к своей работе. Думают: «Сегодня я здесь, а завтра в другом месте…» Но в нашей работе либо ты живешь в школе и отдаешь этому все силы, либо тебе не удастся ничего добиться.
— Как вам удается с таким отношением к труду уделять время своей семье, друзьям?
— Все зависит от личности. Я — из тех людей, которым семья помогает продвигаться в профессиональной деятельности. Семья — это опора. Много было командировок, но мои мужчины стойко их переносили. Они всегда рядом, всегда поддерживают меня, гордятся моими успехами.
***
фото: Марина Кускова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта