X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Люди и экспонаты

Жизнь одной улицы невозможно уместить в одной газетной публикации. Тем более, если это большая улица — Большая Заречная. Продолжаем наш рассказ об одной из первых промышленных улиц левобережной Тюмени.
***
Дом №1
Эта улица помнит и знает многое. В начале XVII века здесь были кожевенные заводы. Принадлежали они видному коммерсанту и общественному деятелю Николаю Матвеичу Шувалову. Сам он жил здесь же, на Большой Заречной. Дом №1 по сей день стоит на самом краю улицы, на берегу Туры.
По тем временам иметь кожевенное производство было делом прибыльным. Первыми богатыми купцами в Тюмени являлись именно кожевенники. Представим себе тогдашний кожевенный завод. Это была большая изба, а внутри — только необходимое для работы оборудование: дубильные чаны, ступы для толчения «дуба» — ивовой и еловой коры. Конечно, рабочим на таком производстве было нелегко: целые дни приходилось проводить в воде. Кроме того, заводы наносили вред и самой реке. Отходы сбрасывали прямо в Туру. Древесная кора, которую использовали для дубления кож, слоями оседала на дне. Когда стали копать котлован под цеха химико-фармацевтического завода, то обнаружили, что слой коры на дне реки достигает полутора метров.
Зато к началу XIX века Тюмень по производству кож вышла на одно из первых мест в России.
***
От сундука до дивана
Сундук — хранитель женских нарядов, книг и украшений — считался когда-то дорогим и желанным подарком невесте и был неотъемлемой частью интерьера в доме купеческой семьи. У каждой уважающей себя тюменской красавицы непременно должен был быть такой в доме.
В XIX веке «тюменские укладки» — деревянные сундуки, обитые крест-накрест узорными полосами металла — славились по всему Зауралью. Первая сундучная мастерская возникла благодаря Климентию Трофимовичу Огибенину, и располагалась она на улице Береговой в приходе Вознесенской церкви. Сам хозяин мастерской, выходец из крепостных, с супругой, тремя сыновьями да двумя дочерьми, жил на Береговой, а вот потомки — уже на Большой Заречной.
Ныне дом №80, принадлежавший Огибениным, стоит на прежнем месте. Правда, он уже одряхлел, наличники касаются земли. Вряд ли теперь здесь живет богатая семья, а ведь когда-то это был один из лучших домов Тюмени.
Прообразом мебельной фабрики «Заречье» явились как раз те самые сундучные мастерские Огибенина. Теперь найдены документы, подтверждающие, что с 1863 года в районе Зареки существовало производство сундуков, и фабрика может с уверенностью заявить, что в следующем году ей исполнится 145 лет.
С течением времени многое менялось. В 1928 году здесь уже образовалась артель с чисто советским названием «Победа». Когда пришла война, ее передали столярным мастерским горпромкомбината. Помимо мебели, здесь выпускали еще и маленькие лодочки для вывоза раненых с поля боя и деревянные подошвы для обуви.
Сегодня в музее «Мебель старой Тюмени» под стеклом висит решение горисполкома от 30 января 1945 г. об организации мебельной фабрики. Название «Заречье» появилось позже, а как товарный знак оно было запатентовано только в 1995 году.
***
«Мебель старой Тюмени»
Музей находится прямо на территории «Заречья». Здесь хранится мебель XIX — начала XX веков. Нашим гидом была Вера Аксюта, сотрудник областного краеведческого музея. Кроме нее и нас с фотокорреспондентом, в музее в этот день больше никого не было.
Это, скорее, даже не музей, а квартира, где есть и прихожая, и гостиная, и кухня. Как в настоящем купеческом доме. Огромное зеркало стоит в прихожей. Оно принадлежало семье купца Колмогорова, имевшего свой кожевенный завод в Заречье. Говорят, что это старое зеркало конца XIX века может даже исполнять желания.
Осторожно прикасаясь к каждой вещи, Вера Николаевна рассказывает о том, как создавался музей. Уникальную мебель, когда-то украшавшую дома самых богатых людей Тюмени, находили посреди прочего хлама на чердаках, в старых заброшенных домах или просто на улице. Что-то приносили музею в дар.
В гостиной — потрясающая коллекция мебели, выполненной в китайском стиле. Работники музея долго ломали голову; откуда она могла взяться в Тюмени. Скорее всего, ее хозяева долго жили за границей и привезли мебель с собой, когда возвращались.
Каждый предмет в музее достоин особого рассказа. В том числе и обеденный стол, который играл очень большую роль в жизни семьи… Так они жили. Жаль, что сейчас осталось совсем мало семей, кто хранит или создает какие-то свои традиции. Почему-то теперь старинные вещи, принадлежавшие прабабушкам, считаются хламом. Фотографии на стенах — это не модно. Чтить традиции нам теперь тоже некогда, надо скорее закончить евроремонт…
***
Мастер
В мастерской приятно пахнет свежим деревом. Повсюду инструменты и старая мебель: безногие столы, стулья без спинок… Все ждут новой жизни, которую им даст Георгий Борисович Киреев. Он работает на «Заречье» с 1952 года, из них восемь лет — реставратором. На фабрике четыре реставратора, и вся мебель, что мы видели в музее, прошла через их руки. Вера Николаевна сразу предупредила, что говорить мы будем с настоящим мастером: «У него золотые руки. Приятно, когда человек занимается своим делом. Ведь это счастье — делать то, что любишь».
С 5-го класса Гоша Киреев ходил в модельный кружок. Тогда и появилась у него страсть к вырезанию, собиранию и склеиванию. Закончил семь классов и — на фабрику. Семья часто переезжала. Жила на Большой Заречной, в доме №72. Когда Георгий пошел в армию, он очень хотел попасть в авиацию, так как всерьез занимался планерным спортом, даже стал мастером спорта. Однако командование решило, что Киреев должен служить на подводной лодке.
Вернулся на фабрику — и сейчас в своем деле ему нет равных. В музее есть потрясающие миниатюрные модели мебели — это Георгий Борисович сделал своими руками. А в ялуторовском аэроклубе хранятся его макеты самолетов. Особенность — он вырезает макеты из цельного куска дерева, а не склеивает из отдельных деталей.
Недавно в «Заречье» открылась выставка «Страницы истории фабрики». Там стоит верстак, за которым Георгий Борисович работает полвека. Иногда, если проводится выставка, Кирееву приходится играть роль «экспоната» — его приглашают в музей поработать за своим верстаком. Недавно сделал сундук. Он стоит рядом с другим — из XIX века.
… Столько написали, а на самом деле не прошли и половины Большой Заречной. Впереди еще, как говорят здесь, «овчинка» и «фанерка».
***
фото: Георгий Киреев; Дом, где когда-то жили умельцы Огибенины; Верстак мастери Киреева; В интерьере музея

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта