X

  • 14 Май
  • 2024 года
  • № 50
  • 5549

« Театр должен отличаться от шоу»

В кабинете главного режиссера и художественного руководителя тюменского театра драмы Алексея Ларичева стоит большой телевизор, который всегда показывает одно и то же – сцену театра. В реальном времени.
Сегодня на сцене (и на экране режиссерского телевизора тоже) – репетиция нового спектакля «Семья» по произведению Максима Горького «Васса Железнова», над которым работает режиссер Александр Цодиков. Даже во время беседы Ларичев, почти не отрываясь, смотрит на экран. – Отпуска в этом году у меня не получилось, – вздыхает Алексей Иванович. – Буквально на 3-4 дня съездил к родителям жены. И все. Уехал в Краснодар ставить спектакль «Non Dolet» (в переводе – «Не больно»), который ставил здесь, в Тюмени, 14 лет назад. Теперь я его повторил, но с другим художником и другими артистами, естественно. Хотя не жалуюсь, работалось мне в Краснодаре хорошо. Были созданы прекрасные условия для творчества, актеры хорошие… Знаете, как-то все случилось! Бывает, что карточный пасьянс сам собой складывается, – вот так же. Впрочем, я работал там не первый раз: четыре года назад я ставил в Краснодаре спектакль «Чума на оба ваши дома», так что… Знал, что все будет хорошо.
– Успеваете посещать гастроли театров из других городов? Сургутский театр здесь был, тобольский…
– Когда успеваю – смотрю. Но в этот раз, когда у нас гостил Сургут, я как раз был в Краснодаре, так что ничего не видел. Но, по отзывам, обменные гастроли прошли успешно: и зрители, вроде бы, довольны, и организаторы. У сургутского театра я, кстати, видел две постановки: «Скамейка» и «Сирано де Бержерак». «Скамейка» мне больше понравилась, потому что там была история, которая захватила зрительный зал, был контакт. С «Сирано…» контакта не получилось.
Перед Ларичевым оказываются несколько фотографий, сделанных нашим фотокорреспондентом на спектаклях «Яблочный вор» и «Чума на оба ваши дома». Он их с интересом рассматривает: – Мне дороги все постановки нашего театра. Единственное, что огорчает, – мы стали менее свободны в выборе репертуара с тех пор, как стали существовать в новой форме автономно-некоммерческой организации. Сложившиеся коммерческие условия диктуют нам – некоммерческой организации! – обстоятельства, при которых репертуар должен быть специфическим.
– Кассовым?
– Да. Мы вынуждены включать в репертуар театра коммерческие спектакли, на которые заведомо придет много зрителей. Приходилось даже отказываться от серьезных спектаклей. Например, некоторое время назад мы не смогли по этой причине осилить ставить «Пиковую даму» Пушкина… Было такое. Сложности есть всегда. Точно попасть в пьесу, выбрать хорошую, интересную – это 35 процентов успеха. Что касается фотографий, которые вы принесли, то я хочу отметить постановку «Яблочный вор». Она особенно мне дорога, потому что мы тогда попробовали краски, которыми раньше не пользовались. И в актерской манере, и в сценографии, и в режиссерских решениях.
– Над чем сегодня работает театр?
– Александр Михайлович Цодиков работает сейчас над спектаклем «Семья». Я, конечно, отслеживаю работу, участвую в ней. А к Новому году другой режиссер, Павел Прибыток приступит к сказке «Молодильные яблоки». А я, если будет финансирование, параллельно с этим начну работу над спектаклем «Соглядатай» по Питеру Шефферу.
– И какие из готовящихся спектаклей – кассовые?
– Названия точно не кассовые. Они адресуются театральному, образованному, взыскательному зрителю. Мы надеемся найти такого зрителя, вызвать у него понимание. Для любителей легких, массовых постановок у нас уже было несколько премьер: «Примадонны», «Таксист», «Он, она, окно, покойник». По-моему, достаточно. 50 на 50 надо соблюдать. Слишком много процентов отдавать в сторону кассовых спектаклей – тоже не выход. Потому что театр должен отличаться от телевидения, от радио – от шоу, одним словом. У театра всегда было свое место, и, надеюсь, оно всегда будет.
– Что сегодня вас больше всего заботит?
– Беспокоит переезд в новое здание театра. Потому что новый театр – это «живые стены», и мы должны не просто автоматически туда транспортировать себя, декорации, а перенести энергетику, которая сейчас в театре есть. И она должна быть такой, чтобы мы могли заполнить ею те, новые стены. Большая площадь нового здания ко многому обязывает: например, я думаю, нам нужно подготовить к въезду как минимум три хороших, сильных спектакля. И мы должны быть готовы к этому переезду. Пока – не готовы.
– Чего же не хватает?
– Много чего, так сразу и не расскажешь. Самое главное – это внутренняя настроенность всего коллектива и каждого в отдельности на переезд. Готовность к экспериментам, готовность заражать зрителей своими идеями, настроениями. А заражать можно, когда есть что сказать.
– Настроение не «чемоданное»?
– Пока нет. Думаю, оно появится весной.
***
фото: Алексей Ларичев, сцена из спектакля «Яблочный вор».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта