X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

В музыке те же законы

«Меня всегда привлекал мир чисел, в нем есть система — свой порядок, закон, как и в музыке», -говорит Eкатерина Чернышева, композитор и преподаватель Тюменского государственного института культуры.

В математике есть счет, в музыке — цифровые обозначения интервалов, аккордов: прима — 1, секунда — 2, терция — 3, а длинный септаккорд обозначается цифрой семь. В геометрии есть параллельные линии, в музыке — параллельные тональности, как «до мажор» и «ля минор», доли тоже обозначаются цифрами — 1/4, 1/8, 1/16 — все очень точно, и это не совпадение, а взаимосвязь. Общее есть и в музыкальном размере произведения: мелодия, написанная в двудольном размере 2/2, 2/4 — это марш, или полька, а мелодия в трехдольном размере — 3/2, 3/4 — вальс.

— Eсть мнение, что, если по математике человек получает двойки и тройки, значит, и в музыке плохо соображает — это не так, — продолжает Eкатерина. — Eсть в музыкальной сфере талантливые люди, которые к математике никакого отношения не имеют. И наоборот: если есть способность к математике -это развитию музыкального таланта не мешает. А занятия музыкой развивают отделы мозга, работают оба полушария. Музыка помогает решать самые сложные задачи -математикам и шахматистам занятия тоже полезны.

С математикой Eкатерина Николаевна в школьные годы дружила, а потом помогала подружиться с ней и младшему сыну, но математика ему не поддалась — победил гуманитарный склад ума.

— До седьмого класса мне не нужно было даже в учебник заглядывать, чтобы сыну помочь — я интуитивно знала, как задание решить, казалось — это элементарно: цифры в формулу подставляешь — получаешь верный ответ. Поэтому и нравились формулы, сама их идея. А вообще могу иногда и без формулы решить, сама догадаться.

Геометрия, правда, давалась Eкатерине Николаевне не так легко, ей казалось, будто все в ней сложно и надуманно, и с жизнью никак не связано, а алгебру наоборот -очень полюбила, помогла еще и хорошая память на числа.

— Номера телефонов запоминаю по системе: например, слышу 2578, если сложить два и пять, получится семь, — рассказывает композитор. — Иногда иду по улице и складываю номера машин, обязательно, чтобы в сумме получилось семь или семнадцать — тогда день точно будет счастливым.

— Когда музыку сочиняете, школьными знаниями пользуетесь?

— На самом деле я даже не задумываюсь, но уверена в одном — до четырех считать точно умею, если нужно мелодию в четырех четвертях написать, сумею тоже. Не могу сказать, что это математика мне так помогает, это начальная грамота. Когда пишу музыку, то такты, конечно, не пересчитываю специально — я ощущаю мелодию, пишу в музыкальной системе, и слушатели потом эту систему ощущают, даже немузыкантам это понятно. Сейчас композиторы хотят выйти из системы, каждый что-то новое пытается внести, размеры тактов разные, а если это убедительно, то почему бы и нет.

— Математика для вас царица наук?

— Скорее царство чисел, стройная система. Например, философия для меня — наука растекающаяся, а математика — точная, она этим и красива.

***
фото: Екатерина Чернышева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта