X

  • 31 Май
  • 2024 года
  • № 58
  • 5557

Боме построил самолет

Однажды в деревню Малокрасноярку на границе Новосибирской и Омской областей, где жил Ян Боме, прилетел У-2. Яну было тогда три года.

— «Ночные ведьмы», знаменитый женский авиационный полк, на таких летали, — вспоминает Боме. — А к нам в деревню привезли какого-то уполномоченного. Когда я увидел самолет цвета хаки, ярко-красную звезду с белой каемочкой, я, конечно, обалдел. Замерз, пришел к бабушке, залез на печку, из каких-то лучинок собрал самолетик и говорю: «Ба, вот вырасту большой, полетим с тобой». Правда, начал строить его в 60 лет.

Когда Яну исполнилось пять, он собрал первый (в счет настоящих не входит) автомобиль.

— Во дворе нашего сельского дома без дела стояла двухколесная тачка. На ней из фанеры от почтовых и продовольственных ящиков я соорудил кабину и капот, -говорит тюменский художник, моделист-конструктор. — Нашел колесо от детской коляски — это руль, ржавые железки пошли на педали и рычаг управления, приборы нарисовал и вырезал из картона. Получилась передняя часть известного раритета ЗИС-5. Треща языком, я рассекал сибирские хляби на этой штуковине недели две, пока тачка не понадобилась в домашнем хозяйстве.

Однажды в техническом приложении к газете «Пионерская правда» Ян увидел эскиз самодельного мотороллера. Загорелся и купил велосипедный моторчик Д-4. Тринадцатилетний подросток всю весну и часть лета пилил, стучал, клепал. Из велосипедного обода и кусков жести получились неплохие диски, а вот резину пришлось выкраивать из старых велосипедных покрышек и шить суровыми нитками. Залив в двухлитровый бачок бензиново-масляную смесь, Ян с толкача завел свой аппарат и под крики мальчишек лихо пронесся по деревне.

— Штуковина эта бегала быстро, и соседские женщины говорили маме: «Петровна, на беду сделал, носится, как черт!», — смеется Ян Боме. — Вскоре в семье появился светло-бежевый горбатый «запорожец-965». Мне тоже захотелось иметь свой автомобиль. Выпросил у родителей 80 рублей и купил у соседа-инвалида его мотоколяску. Такую многие помнят по фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Остаток летних школьных каникул ушел на изготовление кузова. Ян облазил все свалки металлолома. Там валялось множество разнообразных автомобильных и тракторных деталей. Надоедал местным токарям и сварщикам. И в один из серых августовских дней выехал на свежевыкрашенном в темно-зеленый цвет автомобиле собственной конструкции. На передней панели кузова красовалось вырезанное из полированного алюминия название — «Друг».

— В те годы в журнале «Техника -молодежи» начали рассказывать о самодеятельных автоконструкторах, -продолжает Ян Анатольевич. -Это движение в Советском Союзе поддерживалось властями, правда, с некоторой осторожностью. В ГАИ разрешали регистрировать самодельные автомашины с объемом двигателя не более полулитра: обыкновенный ижевский мотоциклетный мотор. В поселке, а мы с родителями уже жили в райцентре, я был первый и единственный человек, да еще школьник, сделавший своими руками легковой автомобиль, полностью укладывающийся в требования ГАИ. Поэтому с регистрацией проблем не было. Наш гаишник, мужик крутой и очень жесткий, относился ко мне с уважением, хотя и штрафовал за превышение скорости неоднократно. Чего только я не вытворял! Пытался даже ездить, поставив машину на два колеса. Однажды договорился с одноклассницей прокатиться к дальнему озеру. Вот уже крутой берег, нажимаю на тормоза, а машина, лишь чуть призадумавшись, скатывается под оглушительный визг моей спутницы через кочкарник и камыши в озеро. Выплыли мы и с помощью нескольких подвыпивших рыбаков вытащили на берег машину. Костер и теплый сентябрьский ветерок высушили наши одежды и салон машины, правда, потом эта девушка со мной уже не ездила. Через некоторое время отказалась от поездок и другая, ее красивое светлое платье пачкалось в мазуте. Я понял: нельзя любить девушку и одновременно копаться с машиной.

ГАЛИНА АКИМОВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Через год Ян Боме полностью переделал «Друга» в кабриолет «Стайер». На нем с приключениями в 1971 году он переехал в Тюмень.

— Этот город сразу мне пришелся по душе узкими грязными улочками, деревянными домами с затейливой резьбой наличников, бесконечными лесами, озерами, болотами, рыбаками и охотниками, — вспоминает он. — Тогда это была прелестная провинция. Здесь легко дышалось, поскольку не было больших заводов. На своем самодельном автомобильчике я носился по опытным полям, поскольку работал в сельскохозяйственной науке, изучал окрестности. «Стайер» резво бегал и хорошо смотрелся на дорогах. Водители грузовиков и гаишники уважительно посматривали в мою сторону. Однажды еду я по весеннему Московскому тракту. Глубокие придорожные канавы полны мутной холодной воды. Навстречу движется с ревом тяжелый мотоцикл М-72 с коляской. За рулем, почти лежа на бензобаке, малюсенький облезлый мужичок, а в коляске едва поместилась его дородная вторая половина. В зеркало заднего вида вижу его выпученные глаза и открытый от удивления рот. Через мгновение вижу размахивающие в воздухе огромные руки его спутницы и мотоцикл, скрывающийся в водах придорожной канавы. Засмотрелся бедолага и не заметил, как его потащило в сторону. Такое случалось не однажды, поскольку тогда в Тюмени мало было самодельных автомобилей.

Шестьдесят три года Ян Боме за рулем автомобиля. За это время он доехал до Луны и обратно и снова достиг ее. Eздил на собственных мотоциклах и мотороллерах и примерно двух десятках автомобилей, пять из которых самодельные. На одном из таких он съездил в Прибалтику, посмотреть историческую родину, ведь его прадед, ссыльный латыш, пешком пришел в Сибирь по этапу из-за того, что ударил урядника.

ГАЛИНА АКИМОВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

— И все-таки — как построить самолет?

— Надо знать аэродинамику, физику, геометрию, математику и отборный русский мат, — шутит Ян Боме. — В Тюмени есть такой Сергей Карпов, создатель и главный конструктор самолета-амфибии «Орион СК-14». Однажды летчики дали мне порулить, и я подсел, начал строить свой. Десять лет на это ушло и порядка полумиллиона рублей. Самолет заводится, но в деле я еще его не пробовал. Бывало, ночью проснешься и думаешь: вот этот узел правильно ли я рассчитал? Я пытался не только получить транспортное средство. Просто мне было интересно.

***
фото: Ян Боме и его самолет;Самый первый автомобиль не мальчика, но мужа;Ян Боме в кабриолете «Стайер».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта