X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Детство встречается с детством

И ничего, что одному детству, как и должно быть, что-то между десятью и пятнадцатью. А другому — как раз в это день исполнилось шестьдесят восемь. Но шестидесятивосьмилетнее детство сумело, словно в фантастическом фильме, встретиться с самим собою. С мальчиком, живущим сначала на тихой улице Герцена, а потом и на вовсе заросшей высокими лопухами улице Грибоедова. Детство смотрело в плотно закрытые ставнями окна двухэтажного, чудом уцелевшего дома на улице Грибоедова, где когда-то жил нынешний классик российской детской литературы Владислав Крапивин.

Вчера, сегодня и завтра — все перемешалось за два октябрьских дня — тринадцатое и четырнадцатое, когда город наш праздновал день рождения своего знаменитого земляка. Вчера -это собственные ощущения Крапивина и живущих в Тюмени его одноклассников по школе N 25. Сегодня — финал международного конкурса детских писателей имени Крапивина. Завтра — это завтра, в котором сохранятся и по-прежнему будут любимы его книги. Книги о добре и мужестве, о храбрых капитанах и озорных юнгах, о парусниках и подзорных трубах, о мире, в котором мальчики могут летать, а корабли идут в крутом бейдевинде, и каждый может проверить на себе, каков он, если стоит «спина к спине у грота против тысячи вдвоем!»

Надо быть Крапивиным, чтобы не утонуть и не расплавиться во всеобщем восторге. И потому на добром лице Славы Крапивина сияла рядом с улыбкой и веселая ирония. Когда Вера Барова, руководитель тюменского Благотворительного фонда вручила писателю знак «Благотворительная звезда», он склонился к маленькой Вере и тихо сказал ей: «Меня по всякому называли, но чтобы звезда — так в первый раз!»

Город в своей искренней любви был даже чуточку жесток. Крапивину, который теперь не расстается с тростью, приходилось снова и снова подниматься на сцену театра кукол. Но он снова и снова шел через весь зал, тяжеловатой, но твердой походкой. Конечно, эта поступь уже не напоминает крылатый полет знаменитого чайного клипера. Но зато ее еще можно сравнить с уверенным и непреклонным движением целеустремленного ледокола. И мне подумалось, что Крапивину, по всей вероятности, известен секрет вечной молодости. Наверное, этот секрет — в способности возвращаться в глубоко прошедшее время, делая его настоящим.

Поверьте мне, Крапивин не слишком изменился с тех пор, как сорок шесть лет тому назад я увидел его впервые на пятом этаже университетского здания по улице 8 Марта в городе Свердловск. Четыре десятка лет выходят в свет книги Крапивина, его первые читатели сами стали уже дедушками и бабушками, но в эти октябрьские дни их вдруг охватила совершенно не осенняя болезнь — «крапивница», по меткому выражению ректора Геннадия Куцева.

Говорят, что наша страна и власти, в особенности, ночей не спят в поисках национальной идеи, которая смогла бы объединить разобщенный российский народ. Отчего не может стать национальной идеей то, чем несколько десятков лет, при прежней, при промежуточной и при нынешней власти занимается не президент, не губернатор, а просто писатель -Владислав Крапивин?

Такая понятная, такая искренняя и светлая идея — сделать детство лучшей порой человека. Для этого не нужны могучие инженерные умы, потуги политиков, голосование парламентов. Каждый из нас может реализовать эту идею на любом клочке суши, который подвластен ему — собственная квартира, двор своего дома, улица в родном селе. Человеку надо только захотеть. И чуть-чуть подмоги — от власти, которая всегда готова декларировать свои самые гуманные побуждения. Что же может быть гуманнее заботы о детях?

Как сказал в своей лекции в белом зале ТГУ Владислав Крапивин, надо любить детство. Просто, как формулируют сами дети.

И еще мне подумалось, когда сегодняшние ровесники Крапивина (не по дате рождения, а по сути) вырастут, они смогут исправить ошибку сегодняшних взрослых. Понимаете, о чем я говорю?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта