X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Новые приключения Буратино в Тюмени, или Не бойся сунуть нос в злые дела

Тяжелый сезон у местной режиссуры в наших театрах. Выручают приглашенные мастера. Прилетевший из Краснодара мэтр Анатолий Тучков поразил удачной премьерой в кукольном театре по мотивам повести-сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».

В собственной редакции, в полнометражном варианте с двумя актами и антрактом. В обрамлении вечного сюжета о бродячих актерах, несущих правду и свет в мир человеческий, так часто скатывающийся в повальное свинство.

Тучков сам написал тексты песенных зонтов, перекомбинировал знакомые главки так, что персонажи свободно переходят с детского на взрослый этаж, втягиваясь в раскрутку острых современных проблем бытия. Сверхзадачу спектакля прекрасно уловили сценограф Владимир Осколков, композитор Валентин Демин (Краснодар), кудесники из мастерских театра. Художники по свету (Валерий Захарченко и Eлена Неустроева) на этот раз выжали из ветхой аппаратуры сверхфотоны, дабы сложнейшая партитура — этакий рок-н-ролл цветов — шаманила на сцене, добавляя фантазию, тайнопись и блики нюансов в разгон действа.

Получился масштабный глубокий спектакль, где все смешно и печально в противоречивом синтезе, где сатира переходит в лирику, и злобному Карабасу-Барабасу тоже хочется подобреть. Где в нервном танце с пиявками быстро прогрессирующий молодой Роман Явныч (Дуремар) тонко и смешно раскрывает «метафору крови» — исцеления от злобного естества и дурных привычек.

О, это чудо — эта связка «Тучков-Осколков»! Каждая кукла -символ, правда характера героя, вкупе с «живым» актером — наша двойственность. В образе хозяина харчевни «Три пескаря» (артист Борис Поткин) жесты человека, его «танец» привечания клиентов сливаются с поворотами маски, буквально затягивая вас за стол в компанию смачно пирующих Карабаса и Дуремара.

Талант Тучкова неистощим в создании сказочной реальности простыми приемами. В затемненном пространстве сцены, словно в лесной чаще, бликами, света тихо волнуется знаменитое болото черепахи Тортиллы (тонкая работа Зинаиды Береговой). На тканой площадке начинают резвиться лягушки. Блеск мастерства художника и бутафоров, убедительная россыпь звукоподражания актеров, мерная речь Тортиллы — чудаковатой повелительницы водного царства… Туповатые полицейские, топящие Буратино. Он плывет, задрав свой знаменитый нос кверху — как руль или парус. Плывет к удаче: ему, повоспитывав героя и проверив его на честность, отдают Золотой ключик. Кульминация спектакля, волшебное утверждение силы добра и знак нам: будет час испытаний -выдержи все и получи помощь, свой заветный ключик.

Тучков — мастер ансамбля исполнителей классических постановок, хорошо знакомых с детства сказочных историй. Он любит преодолеть традицию, убрать штампы нашего восприятия. Мы привыкли, что Буратино — самый главный в этой вещи. Таковы фильмы, известные театральные версии. У Тучкова деревянный человечек — посланник сегодняшнего детства, узнающий людей и реальные условия их жизни. Так талантливо играет Буратино молодая Наталья Явныч, прочувствовавшая психологию сегодняшнего младшеклассника.

Eго бережно ведут Папа Карло (Василий Лазарев) и Джузеппе (Дмитрий Газетов), показывая тяжесть родительских вериг. Маска Карабаса (Юрий Федоров) экспрессивно заострена художником. Этакий симбиоз обиженного жизнью волчары и ненасытного крокодила. Талант Федорова — виртуозное символическое обыгрывание обстоятельств, ведущих персонажа к пределу, когда зло опасно для него. Сильная сцена — угроза бросить в камин Буратино, дабы дожарить мясо. Карабас-Федоров подталкивает несносного мальчишку искать пути спасения. И тот проговаривается про заветную дверь, прикрытую картиной с горящим очагом.

Пьеро (Зинаида Береговая), Арлекин (Альфия Загретдинова), Мальвина (Лариса Шереметьева) дополняют ансамбль приемом «театр в театре». Их модель детского мира — символ юного содружества, замирающие от страха сердца, но все они не предают нового товарища. Так дети, собравшись вместе, чувствуя несправедливость взрослых, способны на смелый поступок во имя добра.

В новом ключе работает знаковый дуэт — Лиса Алиса (Лариса Нагорничных) и Кот Базилио (Лазарев). Это не знакомые нам мелкие мошенники. На сцене (в сатирическом ключе) действуют опасные хищники. Их поле чудес уже не только лохотрон для простаков, это минное поле, чтобы не только ограбить жертву, но и добить ее.

Они разжигают в человеке желание быстро и без особого труда разбогатеть. Алиса и Базилио выглядят респектабельно, они похожи на нынешних горе-астрологов и прочих чудодеев. Eсли не ошибаюсь, наш «Курьер» единственная газета в регионе, не печатающая прогнозов на всех дев и скорпионов. Беспокойное социальное самочувствие в это переходное время характерно и для предпринимателя, и для безработного. А тут хоть эта соломинка, чтобы удержаться. Мотив «человек и деньги» Тучков рельефно и зримо выносит на первый план. Неплохой урок для зрителей. Второй мотив — власть и человек. Безнравственный хозяин (Карабас), гонящий прибыль любой ценой, в конце концов губит свое дело, сея вокруг несчастья.

Прием «театр в театре» усиливает сюжет классического произведения. Странствующая труппа встречает и провожает солнце. Чтобы оповестить людей — не бойтесь тьмы. Повозка останавливается на площади, снимают ширмы-складни, откидывают борты. Сцена готова. Актеры разбирают кукол, и реальный мир превращается в театр. В игре открываются люди и вещи, их явные и тайные отношения, драматическая и комическая стороны бытия.

И если это настоящий театр -театр заслуженного деятеля искусств РФ Тучкова — зрители увидят себя такими, какими они есть и какими хотели бы быть. Предложенный духовно-эмоциональный проект может нравиться или не нравиться. Но он показан, разыгран, он — реальная часть сознания или подсознания. Так, значит, не зря Буратино сунул свой длинный нос в дело о Золотом ключике. Зло проиграло, но в театре. В жизни выбирать зрителю. Что трудно и даже опасно. Мне грустно и светло. Печаль моя легка. Часть моей тяжести увозят актеры. Спектакль окончен. Солнце зацепилось за край земли. И неясно, восходит оно или заходит. С песней грусти, но и ожидания света уходят в солнце актеры. Набраться свежих сил, чтобы помочь юным гамлетам ответить этой непростой жизни — Быть!

***
фото: Артистка Наталья Явныч и её герой

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта