X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Разговор со счастливой женщиной

Классик советовал: «Eсли хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и стряхни на него пыльцу с крыльев бабочки».

Эти краски бы мне сейчас как раз пригодились, хотя, честно говоря, от редакционного задания я пытался уклониться: ну какая же она женщина, если банкир? Даже женского рода у названия профессии в великом и могучем нет — не банкирша же, что еще худо-бедно подошло бы для жены банкира. А моя героиня именно банкир — председатель правления «Сибэкономбанка».

Как она дошла до жизни такой? Выбрали. Советом директоров в 1993 году. А до этого было успешное окончание экономического факультета индустриального института (конкурс, помнится, был большой) и престижное распределение в экономический отдел управления пищевой промышленности облисполкома. Хорошее начало для служебной карьеры. Перестройка. Твори, выдумывай, пробуй или продолжай подниматься по служебной лестнице.

Надежда Леонидовна Белицкая, как и всякий человек, чья энергия плещет через край (а то, что она именно плещет, видно невооруженным глазом), в то неопределенное, но сулящее перспективы время, выбрала первый вариант — пошла главным бухгалтером в малое предприятие «Гермес» к Валерию Неверову. Это был риск. Достаточно вспомнить судьбу самого Неверова. Ну что ж — как там говорят авантюристы, игроки и бизнесмены? — кто не рискует, тот… С организацией акционерного банка «Тюмень- Гермес» она — председатель совета директоров. Вот и все, что было.

Это эскиз биографии успешной женщины. Но я после беседы с ней решил написать о человеке счастливом, что, как известно, не одно и то же и вообще большая редкость.

Вопроса о счастье я не задавал. Но кроме счастья, которое излучают лицо, интонация речи, глаза и вся фигура Надежды Леонидовны, в разговоре выясняются и другие слагаемые, которые составляют народное (кто-то скажет — мещанское) представление о счастье: любимая (и хорошо оплачиваемая, добавлю от себя) работа и дружная семья, на которую при всей занятости хватает времени. А хватает, потому что на каток, на лыжную прогулку, в путешествие — хоть по стране, хоть за рубеж — семья отправляется вместе. А семья — это кроме мужа еще два сына, один из которых учится в столице, а другой в средней школе. Вот только на аэробику три раза в неделю вот уже десять лет наша бизнесвумен ходит одна.

Без пропусков. С радостью.

Вот, пожалуй, и слово найдено — радость.

Слово прозвучало в беседе еще несколько раз. Радость — божья искра по Шиллеру, дается, вероятно, с рождением и не зависит, вероятно, ни от везенья, ни от богатства, ни от благополучной, без бурь и потрясений (или наоборот, с ними) судьбы. Могут сказать: хорошо ей радоваться, банкирше-то. Ну что ж, станьте банкиром или банкиршей. Но мне почему-то кажется, что Надежда Леонидовна была бы счастлива и в том случае, если бы тот риск ухода в свободное плаванье оказался неудачным и не было бы ни высокой должности, ни связанных с нею благ. Искра-то божья, как и талант, не утрачивается. Талант жизнелюбия, может быть, и является основой всякого прочего таланта. Может быть, это и имели в виду осмеянные проповедники «скромной бедности» прошлого, говоря о возможности счастья в хижинах и горя во дворцах?

Eще одно наблюдение. В разговоре выяснилось, что все правление банка и все три заместителя председателя — женщины. Посудачили об этом и об особенностях руководства чисто женским, мужским или смешанным коллективом, и моя собеседница, говоря о том, что и в Сбербанке такая же ситуация, и еще в каком-то банке, походя обронила: «…Брагина — банкир от бога…». Или что-то в этом роде. Сказанная не в ответ на вопрос, не официально, эта фраза выдает еще одно качество — непременное условие для ощущения себя счастливым — отсутствие зависти.

А еще эта счастливая женщина читает лекции в нефтегазовом университете, любит разводить цветы — дома и в рабочем кабинете. Eй кажется, что она чувствует их душу и они отвечают ей тем же: когда она бывает в командировках, они «скучают», начинают увядать.

Не обошлось и без банального вопроса, кто у банкира Белицкой jcoflHT в любимых авторах? Чехов, комментариев. И Артур Хейли. В последнем ее поражает умение рассказать о какой-либо деятельности (о многих!) так, как будто он всю жизнь только этим и занимался. Роман «Менялы» о работе банка я не читал. Но бан- кира-профессионала восхитило удивительно точное отображение процедур и понимание процессов, протекающих в финансовом мире.

Небезынтересно было узнать и о том, что «27 процентов от общего использования фондов в 1999 году банк израсходовал на благотворительные цели, оказывая поддержку образовательным учреждениям, детским спортивным клубам и творческим коллективам». По кавычкам и стилю читатель, надо полагать, догадался, что это прозвучало не из уст председательницы?), это цитата из рекламного проспекта.

Не написал ли я парадный отчет о передовике капиталистического производства? Написал. О счастливом передовике. И мне нет дела до того, на все ли сто процентов госпожа Белицкая сделала себя сама. Я не выяснял и не расследовал, какую роль играли возможные связи, знакомства, везение, наконец. Это депо не мое, я не только не господь бог, но и не батюшка-исповедник. Я описал то, что видел.

Закончить я хочу, как и начал — с опорой на чужую мудрость: «Пусть радуются хорошо рожденные». Кто-то из древних. К моей героине это относится в полной мере — она очаровательная женщина. Пусть радуется. И не только восьмого марта.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта