X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Бедствие, которого не было?

О том, как городские власти готовятся к паводку, «Курьер» написал 17 марта. Я же получил задание — «без гнева и пристрастия» оглянуться в 1979 год и рассказать о тогдашнем наводнении. Я и не думал, что попутно сделаю и кое-какие открытия.

Тогда, в 1979 году, я работал учителем в девятой школе, видел по дороге на работу это «разливанное» море, помню всевозможные слухи о жертвах, о мародерстве, сам прошелся с товарищем по дамбе, когда там еще не было оцепления, видел полусвалившиеся с нее бульдозеры, любовался плавающими по «морю» БТР, смотреть на которые мальчишки удирали с уроков. Поэтому мне хотелось только уточнить в архивах некоторые цифры, проверить слухи, увидеть итоговый документ штаба с выводами и рекомендациями.

Секретомания

Увы, это оказалось невозможным: все документы, кроме решений горисполкома-о создании комиссии по подготовке к паводку, по отводу карьеров для вывоза песка и глины и по расселению пострадавших семей из района ДОКа, были сразу же засекречены аж на 25 лет и до сих пор находятся, на жаргоне архивистов, «под нулем». А один из моих собеседников, тогдашних ликвидаторов бедствия, выразился решительнее: «На этом деле нулей больше, чем на рыбацкой сети».

А собственно, почему? Того государства, в котором мы так счастливо жили в неведении, в котором самолеты не падали, пароходы не тонули и поезда не сходили с рельсов, нет уже десять лет, а нули остались. Как остались и неразвеянными слухи.

Впрочем, чему удивляться? Со времен войны прошло гораздо больше времени, а мы так и не знаем не только точной цифры потерь, но и количества военнослужащих и военной техники, с которыми мы в эту войну вступили. В последней книге Виктора Суворова «Самоубийство» говорится, правда, что в 1996 г. вышел несекретный статистический сборник о начале войны. Но тираж сборника — не упадите! — 25 экземпляров. Газеты пишут о том, что снова ограничен доступ к военным документам, которые было открыли в романтическую пору перестройки.

Однако вернемся в 1979 год. То наводнение было самым большим за всю историю гидрометеонаблюдений за Турой. Уровень воды достиг отметки 9 метров 15 сантиметров (по другим данным — 9,6 м). При самом крупном разливе до этого — в 1927 г. — он равнялся 8,6 м.

Факты и домыслы

Мне удалось побеседовать с несколькими рядовыми и руководящими участниками тогдашней борьбы со стихией. Слухи опровергает бывший начальник штаба гражданской обороны Центрального района и и.о. начальника городского штаба Николай Архипович Демченко, ныне пенсионер. Сначала о жертвах среди населения. Погибли три человека, а не десятки, как о том судачила молва. Не было, по его словам, и смертельных случаев среди руководства штаба. А я помню, что называли даже фамилию некоего полковника (кажется, Сотников или Скотников), ушедшего под воду в своем автомобиле вместе с сопровождавшими его офицерами в момент прорыва дамбы в районе ДОКа.

Слухи о гибели курсантов или студентов опровергает другой свидетель, не пожелавший, чтобы его фамилия появилась в газете. Слух имел под собой почву, он был основан на том, что были выловлены курсантские шинели. Просто ребятам стало жарко, они разделись, куда-то отлучились, и шинели оказались в воде. Их на десять рядов пересчитали и, не обнаружив потерь среди личного состава, сделали предположение, что погибли студенты из оцепления, часть из которых была обмундирована в военную форму. Несмотря на строжайшие запреты, утечка информации происходила и обрастала разными домыслами.

Эпизоды: грустные, веселые и экзотические

ГРУСТНЫЙ. Хозяин добротного, только что отремонтированного дома, который пришлось снести, чтобы расширить дамбу, встретил команду с косой в руках. Пришлось долго уговаривать, показав бумагу за высокими подписями о предоставлении ему четырехкомнатной квартиры в четырех районах города на выбор. Согласившись, он отрешенно наблюдал за выносом и погрузкой имущества, временами плакал, но сам ни к чему не прикоснулся.

ВEСEЛЫЙ. Городской штаб располагался в школе N 23, которая была еще и складом имущества. Штаб охранялся. Демченко услышал шум у подъезда. Узнав, что к начальнику рвется пожилой ветеран с орденскими планками, он распорядился мужчину впустить. Вошел дядя с сеткой пустых бутылок и страшно возмущался и вопрошал, куда ему теперь сдавать тару на ежеутренний опохмел, так как магазин неподалеку был закрыт, имущество вывезено. «Мы, которые дневали и ночевали в штабе, измотанные недосыпом и нештатными ситуациями, сначала остолбенели, затем раздался гомерический продолжительный хохот. Мужику выдали бутылку водки, колбасы, консервов и отправили домой — снятие многодневного стресса стоило того», — рассказывает Николай Архипович.

ЭКЗОТИЧEСКИЙ. По словам другого источника, кроме техники ТВВИКУ в спасательных работах принимали участие плавающие танки из какой-то уральской воинской части. Сам я их не видел. Их было всего три, хотя планировалась целая рота. Они прибыли со своими плотами, на которых вывозили имущество, снятых с крыш людей и домашних животных. Стволы были зачехлены и повернуты назад. К стволам цепляли и крупногабаритные вещи. Возможно, в архиве сохранился снимок танка посреди водной глади с роялем на подвеске. То-то бы он украсил эти заметки!

Посильные соображения

Ими делится Николай Демченко.

Обстановку секретности вокруг наводнения, царившую тогда, Демченко называет второй по значимости ошибкой в мероприятиях по спасению города от водной стихии. Eсли бы в печати население было подготовлено, не было бы паники, люди успели бы освободить погреба, пристроили бы заранее домашних животных и скарб. Главной ошибкой Демченко называет благодушие как господствующее настроение в начальный период подготовки к предсказанному бедствию и связанную с этим низкую исполнительскую дисциплину низовых штабов и руководителей предприятий и специальных служб. Лишь когда жареный петух клюнул, начались привычная штурмовщина и проявление героизма.

Демченко уверен, что опыт прошлого будет учтен теперешней администрацией, о чем свидетельствует хотя бы то, что подготовка началась заблаговременно, а не практически в период паводка, как это было в 1979 году. Он считает, что необходимо довести прогноз о зоне затопления до всего населения, возможно, с публикацией его схемы с указанием ожидаемого уровня воды. Надо, чтобы население знало телефоны штабов и служб, задействованных в противопаводковых мероприятиях. Особая забота — своевременный вывоз ядовитых и вредных веществ и ГСМ. Предвидит он сложности и с финансированием мероприятий, учитывая многообразие форм собственности в нынешних условиях. Не допустить мародерства, чего не удалось полностью предотвратить тогда, хотя арестованных по этой статье было много.

Тогда деньги и материалы расходовали по приказу штаба, райкомов и горкома партии, в том числе и на возмещение ущерба жителям. И не особенно считали. Надеялись, что расходы возместит Центр. Но Москва отказала, так как утвержденный еще в 60-х годах план укрепления дамбы областью не был выполнен. Размер этих расходов скрыт в недоступном архиве. А уж сколько из них ушло на ловлю рыбки в мутном разливе (отсыпка дорог к престижным дачам и на сами эти дачи, на их благоустройство и даже строительство, на серию банкетов после страды и т.п.) — добавлю от себя — не найти, конечно, и в секретной папке.

Но 2004 год — вот он, рядом, так что заглянем мы еще и в эту пресловутую секретную папку. И очень даже может быть, что ничего сенсационного там не обнаружим. Даже, скорей всего, так и будет.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта