X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Властелин мира

Сегодня одному из лидеров российской сценографии, искуснику из искусников кукольного и масочного действа, известному тюменскому художнику Владимиру Семеновичу Осколкову минуло 60 лет.

Рубеж, памятный любому одногодку. И слава богу, что юбиляр встретил сей день полный жизненных и творческих сил. Крепка рука, не гаснет мастерский огонь, не кончается его путешествие в новые художественные миры. Последняя премьера в тюменском театре кукол и масок прошла «на ура» — к нам явился Буратино (2001). Ворвался в город и породнился со сверстниками, чтобы помочь им обыгрывать своих слишком расплодившихся «карабас-барабасов».

Спектакль рожден знаменитым на всю Россию тандемом «Тучков-Осколков». 20 лет известный режиссер Анатолий Тучков и наш художник, ломая все каноны, берут классические вещи, осовременивают их, поражая зрителей своим новаторским духом. Балаганная повозка бродячего театра в «Буратино» — вековечный сюжет горького и терпкого, но и радостного общения людей через очищающую силу искусства — задумана тандемом как новый Ноев ковчег. И взошло солнце, и на площади встал он, раскрыл свои борта. Преобразился в театр. Актеры надевают маски Осколкова, берут кукол. Маски удивительные — большие, клыкастые и злые. Символы нашей темной стороны. И куклы — словно живые нынешние девчонки и мальчишки. Доброе войско Буратино, переходящее в победное наступление.

Почти 40 лет отдано Осколковым театру, около 40 спектаклей оформлено им. Он — властелин чудесного мира, в котором давно живет все лучшее из мирового собрания театра. Мэтр-счастливец, подружившийся со Снежной Королевой (1972), Прелестной Галатеей (1974), Словом о полку Игореве (1977), горинской версией Герострата (1981), шукшинскими «До третьих петухов» (1983). Eму рассказывал мифы обь-угорских народов «Белый олень» (1986), покорились гангстеры из брехтовской «Трех-грошовой оперы» (1988). Он, Осколков, нашел новый наряд для Золушки (1990), перечитал «Руслана и Людмилу» (1994), отточил сатирические стрелы «Золотого осла» Апулея (1995), спасал Питера Пэна (1995), романтически очеловечил смелого олененка Сэмбо (1997).

И вот в 1998 году Григорий Гольдман ставит в театре кукол и масок неизвестную доселе сказочную повесть Сельмы Лагерлеф «Подменыш». О столь необходимом сегодня единстве всего живого и доброго на земле. О трудном усвоении детьми информационного века этических уроков экологии. Гармоничный в цвете дар Осколкова населил сцену дивными картинами суровой скандинавской природы. Заново пересотворил наш мир. Маски его троллей — боль за поруганную красоту.

В пушкинский 1999 год Гольдман довел до премьеры трагический союз «Дон Гуана» с «Пиром во время чумы». Осколкову пришлось искать единый образ, связывающий маленькие трагедии. Дерзкая новь воображения подсказала мастеру необычную конструкцию — смешение полей вывихнутого времени. Балахоны чумы, несущие смерть и разорение. Шекспировские страсти.

Осколков родился в селе Шорохово Исетского района в 1941 году. Образование получил в изостудии Ивана Некрасова, высшие театральные курсы при ГИТИСе (ныне российская академия театрального искусства) закончил в 1977 году. В то время он сумел взять уроки у двух корифеев кукольного искусства: в Москве у Сергея Образцова, классика чистого фигуративного реализма, в Ленинграде у профессора Михаила Королева, реформатора древнейшего искусства кукол, синтезировавшего игру актера вживую, без ширмы, как в драмтеатре, с символикой масок и экспрессией кукольных метаморфоз.

В тюменский театр Осколков поступил в 1963 году. Прошел все ступени карьеры — от простого бутафора до главного художника (1968-1988). Он работал с режиссерами знаменитой королёвской школы — Юрием Набоковым, Михаилом Хусидом, Юрием Фридманом и Анатолием Тучковым.

Славная уральская зона, вернувшая кукольникам лидирующую роль в современном искусстве. Тюменские спектакли, ставшие классикой обновленного жанра: «… забыть Герострата», «До третьих петухов», «Питер Пэн»… Тогда их не сняли на видео, и лишь фантазии Осколкова (эскизы, костюмы, куклы и маски) в музейной коллекции заслуженного работника культуры РФ Раисы Рогачевских доносят уникальную поэтику шедевров, их неизбывный творческий огонь: «Да, он, Семеныч, настоящий живой классик сценографии!» (отзыв лидера тюменских художников Александра Новика, шефа тюменской культуры тех лет Владимира Волчека, выводившего лидеров нашего театра из-под цензурных налетов).

Осколков — единственный художник у нас, оформлявший спектакли за границей (Польша, Ливан). Eго талант востребован в Москве («Машенька и медведь», 1977), в Краснодаре, Кузбассе, Новосибирске, Магнитогорске.

Мэтр известен и как художник-пейзажист, автор тематических картин. Он регулярно участвует в выставках разных рангов, лауреат престижных премий. Когда в нашем училище искусств в 70-80-е годы открывали отделение кукольников. Осколков там преподавал. Eго картины есть в частных коллекциях России, Англии, Франции, Польши, Финляндии. Две крупные персональные выставки успешно прошли в Тюмени и Тобольске.

В пейзажах Осколкова открываются светоносная мощь сибирских просторов, эпическое раздолье встречи великих рек и небес, молниеносные прорывы солнца, разгоняющие темные тучи. В 1986 году художник побывал на Приполярном Урале. Суровое величие горных кряжей и грозный рокот тайги стали новыми мотивами творчества. Эти картины неповторимы, ибо мало кто из коллег решился на трудное путешествие. В 1983 году его приняли в Союз художников СССР.

Рогачевских говорит, что Осколкову повезло на встречи с настоящими мастерами режиссуры и стенографии, впитывать все ценное в своем деле наш мастер умеет как никто. Сейчас он — свободный художник, что позволяет ему не зависеть от неизбежной текучки «при посте». Легче дышать и уноситься на крыльях фантазии к новым зовущим мирам и открытиям.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта