X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Давние секреты «печки» Галины Визель

Печку придется взять в кавычки. Слово это — личный символ Галины Михайловны Визель. Главное начало ее творческой лаборатории, божество и вдохновение, радость мастера-керамиста после удачного обжига и разочарование после неудачи. Eе «печка» не просто главный инструмент. Она -тепло, энергия духовных начал гармонии и хранитель будничных занятий художника. Мерило творческих достижений Визель.

14 мая с.г. известному деятелю тюменских искусств исполнилось круглое и почетное число лет. Она нашла свое золотое сечение и полна свежих сил и замыслов. У Визель прочный обжиг суровой эпохой сороковых годов (родилась за месяц до Великой Отечественной). Уже нет родительского дома в Затюменке, куда-то подевался диплом об окончании Омского медучилища. Ярко помнится долгая дорога в неспешном пассажирском поезде «Свердловск-Ташкент» в 1965 г. Тогда дремавший в ней дар художника позвал в Среднюю Азию. В 1969 г. успешно закончено Ташкентское художественное училище, потом (1974) получен диплом театрально-художественного института, состоялся дебют с хорошими оценками первых произведений.

Начался путь живописца и монументалиста, мастера декоративно-прикладного искусства (сейчас арт-дизайнера). Лидер по характеру, после возвращения в Тюмень (1981) Визель избиралась в правление Союза художников РСФСР (1985-1992), возглавляла его тюменское отделение (1985-1987), была в 90-е годы главным художником города, преподавала керамику в институте искусств и культуры. Она активно и счастливо участвует в выставках всех рангов. Нынешняя персональная выставка четвертая. Работами Визель любуются во Франции, Польше, Узбекистане. Они хранятся в музеях Москвы, Ташкента, Тюмени, Кургана, Тобольска. В СХ CСCP принята в 1979 г.

В Ташкенте Галина Михайловна стала семейным человеком. Eе муж Александр Визель — тоже наш известный художник. В Ташкенте его родители занимали видное место в культуре. В Тюмени оба начинали сызнова, и добрые традиции помогли.

Решительная и смелая по натуре Визель всегда ставила перед собой самые трудные художественные задачи. Средняя Азия поразила яркими и сочными цветоносными полями, резкостью тонов, колоритными плоскостями строений, уникальным ремеслом народных мастеров. Как арт-дизайнер оставила в Узбекистане замечательные творения — рельефы, напольные вазы, декоративные блюда. Удавались ей и живописные работы. «Непродажные» увезла в Тюмень. И сегодня радуют глаз «Узбекский дворик», «Закат».

Визель упорно и памятно открывала сибирскую красоту родного края. Сначала в рамках усвоенного опыта (пласты о Тюмени и Тобольске, рельефы о пожарных). Параллельно шел поиск нового образного языка. Взялась за фаянс. Наш Север заметил ее рвение и открыл свои духовные тайны. Подступы видны в вазе «Ямал», в фаянсовых блюдах на северные мотивы. Увлекли хрупкая нежность громадных просторов, традиционные символы и «дорожки» орнаментов, птицы, звери, рыбаки.

И тут с мастером заговорили древние легенды Югры, слитый с природой духовный, мифологический мир обь-угорских народов. В синтезе фаянса, солей, пигментов и эмали родилась ее северная радуга, мягкие округлые формы югорского божественного пантеона в торжестве бледно-голубых и серебристых тонов. Животный и растительный мир символически показан в цикле «Земля тюменская».

Вершиной поисков стала декоративная композиция «Боги и духи» (1992). В магическом числе «семь» (столько выполнено предметов) светится сокровенное начало, найдена связь Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Божественное начало северного человека в союзе со зверем и птицей. Суть открытия — лик, запечатленный в древе бытия, крылья и гордые головы птиц, прижавшиеся к дереву, звери.

Запомнились и «Праздник медведя» (1991), «Медвежье капище» (1991). Настоящий прорыв — северная святыня «Золотая баба» из композиции «Медвежьи игрища» (1990). Вскоре последовали семифигурные «Хантыйские боги и духи» (1992). Их высоко оценили такие знатоки искусства, как Неля Шайхтдинова и Валентина Семенова. Правда, удивляет, что статья Семеновой из альбома-монографии о творчестве Визель (1994) без переработки появилась в N 1 журнала «Сибирское богатство» за 1999 г. Хорошо, что повторена главная оценка творчества юбиляра: настоящее и неповторимое открытие югорской мифологии. Но Визель продолжает работать, а то перепубликацию можно понять как молчаливый упрек в остановке поиска.

Художник показал свои работы на памятных тюменских выставках 1999 и 2000 годов. Визель обращается и к русскому фольклору, к столь дорогому для тюменцев образу Конька-Горбунка. В живописи она блеснула «Осенним натюрмортом». Напомнив мне композиционные и колористические решения московских АХРРовцев 20-х гг. Авангардный почерк — стиль Визель. Верность ему знаменует все 35 лет трудов, отмеченных почетным званием заслуженного художника РФ.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта