X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Испытание временем

Сорокалетие школы — хороший повод подвести черту в непростом, но по-своему увлекательном процессе ее реформирования, когда из программы уходят привычные стереотипы и нормы, а удивительное затишье в проверках, новая степень свободы дают поразительный толчок к творчеству, возможность работать спокойно, качественно.

Школа — это, конечно, ученики, учителя, классы, но начинается она с директора. Вот уже 28 лет у Ольги Владимировны Ройтблат, выпускницы средней школы N 34 г.Тюмени, одна дорога на работу — на улицу Новоселов, 10, в эту же школу, сначала учителем английского языка, потом организатором внеклассной и внешкольной работы, а с 1984 года — директором. Такому постоянству можно лишь позавидовать, сама же она говорит, что однолюб, что здесь ее корни и школа для нее больше, чем второй дом, школа — ее судьба, хотя предложений о переходе на другую работу было немало.

Преобразование школьной жизни для Ольги Владимировны стало очевидным еще в начале 90-х годов, когда принципиально менялось содержание образования, заработали экспериментальные площадки, выстраивались модели новых школ.

Ориентиры изменений директору виделись четко: это должна быть школа, в которой хотелось бьгучиться каждому, которая давала бы образовательную культуру, но главное — атмосфера уважения к личности ребенка, доброжелательности и любви. Именно любви, так как ученику хорошо там, где любят не только всех детей вместе, а и каждого в отдельности.

Вот только типовой проект школы 1961 года больше радел о финансовой стороне дела, а не об удобствах детей: узкие длинные коридоры, совмещенный со столовой актовый зал, отсутствие раздевалок… А те положенные 920 ученических мест к 1994 году обернулись 1800 учащимися.

Мудро поступил педагогический коллектив, соединив лучшие традиции организации духовной жизни детей с идеями дифференцированного и разноуровневого обучения на основе психолого-педагогической диагностики. Работы для учителей и психологов школы был непочатый край. Все, что собирались сделать, становилось понятным каждому, от кого хоть в какой-то степени зависел успех.

Была выстроена модель лицейского образования, ориентированного на углубленное изучение иностранных языков, юриспруденции и экономики. За опытом ходить не пришлось: еще в 1987 году в школе было введено углубленное изучение иностранных языков со второго класса, а до высшей школы милиции МВД РФ (сейчас юридический институт МВД РФ) — рукой подать. Игорь Петрович Мэров, бывший ее руководитель, принял самое активное участие в судьбе лицейского образования подшефной школы.

34-я одной из первых в городе вышла за пределы школьного образовательного пространства. Мощная поддержка вузов города приобщала учащихся к большой науке, формировала у них исследовательские навыки. Сюда, на одну из окраин города, потянулись вузовские преподаватели, им суждено было стать той живительной силой, которая помогала коллективу выстоять в сумятице идей, инноваций. Это уже теперь, когда лицей действительно добился многого и многое оказалось по плечу его директору, когда 34-я в числе лучших школ России названа «Школой века» по итогам конкурса, учрежденного Минобразования, комитетом по образованию Госдумы Совета Федерации и редакцией «Педагогического вестника», это уже теперь возникает вопрос: что же определило успехи? Ответ на него Ольга Владимировна Ройтблат дает один: коллектив учителей-единомышленников и ответственность за судьбы детей.

Действительно, какое бы то ни было администрирование здесь не только инородно, но и просто бессмысленно. Жизнь в лицее бьет ключом: дни науки и творческие праздники, олимпиады и предметные недели, конференции и литературные вечера, спортивные соревнования, встречи гостей из Америки, Германии, проблемные семинары — все это результат совместной работы учителей, учеников, директора, завучей. Здесь все нужны друг другу. В кабинете директора то стайки вездесущих пятиклашек, то родители с предложениями о помощи лицею. Всех умеет выслушать и понять директор.

Простую, но вещую формулу оставил учителю замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Обучение — не передача знаний, а общение человека с человеком». Именно на этому пути выстраивалась в лицее умная концепция обучения и воспитания. Но ведь и школа живет не под стеклянным колпаком. Что может противопоставить учитель негативам? Себя. Личный пример. Слова учат, а примеры влекут. И ум воспитывается умом, и совесть — совестью. Именно такими учителями богат лицей, это их уроки, семинары, лекции не укладываются в прокрустово ложе программ, учебников, методичек и изначально перечеркивают стереотипы. Урок-поиск, урок-дискуссия, урок-эксперимент — это гораздо сложнее, зато и отдача во сто крат благодарнее.

Eсли судить по справедливости, то нужно отмечать работу почти каждого учителя лицея. Глубокие, вдохновенные уроки литературы Ирины Борисовны Лошкаревой, умеющей задеть сокровенные струны душ старшеклассников, вовлечь их в силовое поле поэзии и прозы, пробудить те душевные волнения, которые святы. Воистину: «В начале было Слово». Уроки физики Элеоноры Андреевны Дегтеревой — целая научная лаборатория, где познание идет через поиск, эксперимент. Здесь выращиваются победители олимпиад.

А урокам учителей иностранных языков и знаниям лицеистов дает высокую оценку кафедра факультета романо-германской филологии ТГУ, грани сотрудничества с которой у школы измеряются уже десятилетиями. Важны и международные связи лицея. Девятый год отдельные старшеклассники становятся победителями программы АСПРЯЛ (американский совет преподавателей русского языка и литературы), на основе которой ведется годичный обмен школьниками, и проходят стажировку в Америке.

По инициативе Ольги Владимировны в рамках этой же программы, но уже не на конкурсной основе, а на основе безвалютного обмена лицеем N 34 и школой-лабораторией при университете Северной Айовы, ежегодно группы старшеклассников выезжают на учебу в Америку, а лицей принимал американских школьников. Пример для ребят и сама Ольга Владимировна: два года подряд она участвует в международном конкурсе учителей английского языка (опять же по линии АСПРЯЛ), который проводится в г.Eкатеринбурге, и два года побеждает. Побеждает она, а награда в виде компьютеров и другой техники достается школе. И это радует директора.

Работать в лицее и просто, и сложно. Просто, потому что надежный коллектив учителей-профессибналов и дети толковые, светлые, любознательные. Сложно, потому что степень самоотдачи с каждым годом возрастает, и останавливаться в пути некогда, да и незачем.

Разноголосой детворы не убывает, сюда стремятся попасть ребята из других школ города и области. Ощущение тепла и уюта, доброты и радости познания не покидает их до самого выпуска из лицея.

Особо о выпускных вечерах. Для каждого выпускника 11 класса (а их бывает до 100 человек) у директора находятся сердечные слова, отмечаются все его дела и заслуги перед лицеем. Родители здесь же, рядом с сыном или дочерью, им особые слова благодарности за воспитание, за помощь лицею. В аттестатах у ребят в основном только хорошие и отличные отметки. И пусть это торжество длится не час и не два — каждый ждет своих минут с нескрываемым волнением. И так из года в год. Эти заключительные аккорды любви к тем, кого пестовали многие годы, остаются в сердцах всех навсегда.

Когда говорят об интеллектуальном потенциале России, то представляются конкретные лица бывших и нынешних лицеистов, чьи незаурядные знания проявились потом и в вузах: Юрий Кондрашов и Антон Куклин, Олег Дубровин и Сергей Береговой, Светлана Семенюта и Агата Шмелева, Элина Сивкова и Марина Клаус… Сколько их вышло из стен лицея! Все они, от самых тихих, скромных, но очень глубоких натур до мятущихся и романтичных, высоко оценивают знания, полученные на школьных уроках. И это залог того, что испытание временем они выдержат.

Каждый вечер, когда школа затихает, Ольга Владимировна еще раз проходит по классам, коридорам, чтобы увидеть, что не удалось еще сделать сегодня. Задумок и планов много. Вот только бы строители поскорее сдали рядом стоящее небольшое здание, переданное школе еще восемь лет назад, но так до сих пор и не принявшее детей.

34-я вот уже 40 лет как островок стабильности в микрорайоне, ей доверяют родители самое дорогое — своих детей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта