X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Серебряный локон Аркадия, как месяц, взошел над страной

На прошлой неделе случились три интересных события в текущей культурной жизни.

90-летие со дня рождения великого артиста и человека, реально влиявшего на общественное мнение и поведение почти полвека — с середины 1940-х по середину 1990-х гг. Это Аркадий Исаакович Райкин, сумевший счастливо провести свой сатиро-комический корабль между Сцил-лой жестких сталинских времен, хрущевских парадоксов, брежневского отстоя и Харибдой пошлой серости и хамства, увы, и ныне многочисленного воинства злых людей.

В выставочном зале тюменского отделения Союза художников РФ достойно и при высокой духовной температуре прошла презентация недавно изданных сочинений и совсем свежего сборника стихов замечательного тюменского философа и художника Юрия Федорова.

А 23 ноября с.г. в художественном салоне «Вернисаж» открылась персональная выставка одного из лидеров сибирского пейзажа Анатолия Владимировича Седова.

Главная награда -смех

Феномен Райкина непостижим. Ведь его знали, ценили и принимали советские вожди тех лет и все, кого называют рядовыми гражданами. Полвека активной творческой жизни в сатирическом цехе, начиная с 1940 г., когда на первом всесоюзном конкурсе артистов эстрады он стал лауреатом. Он никогда не «колебался» вместе с генеральной линией правящей партии — гнул свою линию. Причем честно и заслуженно получал самые высокие советские награды. Более того, в 1960-е ему позволили завести практически свой частный театр эстрадных миниатюр (на хозрасчете), в котором бездарность не могла мешать гению, прикрывшись жалобами в парткомы и профкомы.

Это неверно, что Райкин часто шел, на компромисс с системой и в самые суровые времена посылал свои сатирические стрелы в персоны не выше управдома и завмага. Eго знаменитая галерея сатирических типов, обсуждавших проблему переходного возраста на родительском собрании, — очень прозрачная эзоповская версия бесчеловечных черт той жизни. Уберите конкретные привязки к эпохе 1950-х, и этот спектакль подлечит скверну текущих дней.

Райкин не любил лобовых прямолинейных атак на зло, поэтому его лучшие вещи еще долго будут с нами. Как и он сам — неповторимый и всегда современный «сатиры смелый властелин».

«Не загасить огни имен»

«Курьер» уже рассказал про открытие мемориальной выставки Юрия Федорова. В ее рамках в минувшую пятницу прошла презентация его первого (увы, посмертного) поэтического сборника «Стихи и переводы с польского», Новосибирск, 2001.

Может, в определенной степени сказалась наша критика в адрес тех, кто не раз говорил о своем большом интересе к творчеству сибирского Сократа… Только народ пришел. В основном творческая молодежь, студенты. Зрелые интересы остались при своем. И то хорошо, звучала польская музыка 1960-х, несравненный голос ангела польской песни и джаза Эвы Дымарчик, читались стихи. Щемило сердце, ибо происходящее напомнило мне наши творческие встречи шестидесятников.

А стихи, переводы Федорова… Лишь одна фраза, ибо писал он белым стихом — в свободной стихии верлибра: «Люди взбираются на вершины, чтобы увидеть свое небо. Ты — свое небо — причудливо расколотое стекло. Я -свое — стекло, собранное из осколков».

Дизайн книги (художник Олег Федоров) не просто хорош. Он «говорит» речью автора, ибо россыпь графических миниатюр меж стихами — его запредельный и звучный, умный и красивый метаязык для продолжения общения.

Звенит душа в осенних копках

Перед открытием Седов ездил в Eкатеринбург, где высокие чины УрФО торжественно вручили ему удостоверение заслуженного художника РФ и серебряный знак лауреата. На фуршете в Тюмени в кругу известных деятелей культуры знак по старому обычаю искупали в лучших «огненных водах». Мы все с удовольствием причастились к награде. Плюс этакий чистый вкус напитка. Легкий, бодрящий. От хорошего человека и таланта.

Цена награды высока. Это заслуженных деятелей и работников у нас сотни. И не всегда по заслугам. Вскоре тьма графьев и князьев появится. Столичная пресса обрадовала — можно, покупайте титулы. Хоть скопом. Сразу будешь и графом, и князем, и виконтом. Маркизам не везет, москвичи лишь пару дипломов купили. Герцоги тоже в тени, а вот кардиналы в особом почете. Седов стал пятым кавалером почетного звания за всю историю тюменского СХ с 1944 г. Строг отбор и принципиален.

Выставка небольшая — около 50 работ. Выступившие на открытии председатель тюменского СХ Александр Новик, директор музея изоискусств Людмила Овсянкина, ведущий искусствовед Наталья Сезева, известный художник Виталий Шилов отметили, что 72-летний мастер проник в самое сокровенное начало сибирского пейзажа.

Eще в 1979 г. в пермском буклете искусствовед Сергей Ивенский, отметив в манере Седова диалог с традицией отечественного пейзажа, выраженной в любимых тюменцем полотнах Валентина Серова, Абрама Ар-хипова и Константина Коровина, назвал его произведения «этюдами-картинками». Так подчеркнута свобода творческого поведения, «утяжеленная многослойная фактура». Странная оценка, вроде бы и свобода, и тяжесть письма одновременно. Всматриваешься в седовскую золотую «Осень», в эту легкую огненную пляску листьев, готовых к последнему полету, в эту стремительную песню ветра, и никакой тяжести, многослойности — лишь вольная мелодия души и радости бытия.

Тот стиль, который известный искусствовед Дмитрий Сарабьянов назвал поэтическим реализмом. Я бы добавил («к Седову») импрессионизм — умение передать, уловить ряд волшебных мимолетных превращений милого лика нашей природы. По-моему, этюдность (скорый на руку набросок маслом изменчивой натуры) — любимый прием Седова, желание запечатлеть прекрасную игру естественной жизни лесов, полей и вод в останавливаемое им мгновение.

Выставлены работы, начиная с 1960-х гг. Седов приехал в Тюмень в 1961 г. и с тех пор верен только живописному жанру. Изредка он занимается и городским пейзажем. Небольшие картины размещены близко друг к другу, образуя особую пейзажную сонату — из разных времен года сигналя о движении десятилетий. Практически все они малоизвестны — разве лишь близкому кругу друзей и коллег. «Тишина» объемлет «Пароходскую улицу», за окнами — тюменские натюрморты, ласкает глаз Пышма, дивный медовый аромат лугов, легкие краски полевых цветов слагают неповторимый гимн земной гармонии. Вход свободный. По ул. Республики, рядом с «Востоком».

***
фото: Художник Анатолий Седов и его модель.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта