Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Потаскуй

Продолжение. Начало в N 71-72

Церковь Ильи Пророка (Ильинская)

Образцы оригинальной деревянной резьбы встречаются практически на любой из улиц Потаскуя.

Дмитрий Турбин

В XVIII в. на крутом берегу Туры жители прибрежной улицы построили деревянную церковь, названную Ильинской. Она не раз горела, и после очередного пожара ее решили строить в камне. Деньги на строительство дал состоятельный прихожанин провиант-комиссар Дмитрий Мечев. В 1803 г. стройка началась.

Храм задумали построить в два этажа. Однако заложили его близко к береговому обрыву, подверженному оползням, поэтому в недостроенном храме стены стали трескаться. Пришлось укреплять фундамент и стены. В 1811 г. первый этаж с пристроем во имя Покрова Богородицы закончили и освятили, а строительство прекратили, опасаясь разрушения храма.

В 1833 г. рядом заложили новый одноэтажный храм о двух престолах. Первый закончили в 1836 г. и освятили вновь во имя Покрова Богородицы. Зимой здесь проводили богослужения. Второй престол и невысокую колокольню закончили осенью 1851 г. и освятили во имя Святого славного пророка Илии.

Храм в последующем подвергался реконструкциям. На средства известного пароходчика И.И. Игнатова в 1884-1886 гг. с северной стороны пристроили новый придел Покрова Пресвятой Богородицы, в церковь провели электричество. Обновляли церковь в 1895 г., тогда же епископ Афангел нарек храм Пророко-Ильинским.

26 января 1930 г. президиум Тюменского горсовета постановил изъять Ильинскую церковь у общины и «передать горкомхозу для использования под культурное учреждение». В 1935 г. горкомхоз открыл городской ломбард, колокольню разобрали. В 1942 г. в церкви смонтировали оборудование для производства и розлива водки. Шла война, и водки требовалось много: бойцам выдавали «наркомовские сто грамм».

В XIX в. Карл Маркс назвал религию опиумом народа. С закрытием Ильинской церкви она перестала распространять религиозный опиум, но перешла на другой — спиртоводочный. Этот опиум до сих пор льется отсюда рекой, несмотря на настоятельные просьбы верующих вернуть остатки храма Тобольско-Тюменской епархии.

Деревянные узоры Потаскун

Потаскуй до сих пор в основном остался деревянным. Здесь немало домов с надписями на стенах «Памятник деревянного зодчества. Охраняется государством». Эти дома украшены своеобразной деревянной резьбой, отличающейся оригинальным «почерком» от резьбы в других сибирских городах. Сохранились деревянные дома второй половины XIX в. и начала XX в.

Архитекторы Б.А. Жученко и СП. Заварихин так оценивают деревянное зодчество Тюмени: «Среди всего многообразия русского деревянного зодчества архитектура Тюмени занимает особое место, выделяясь удивительной сочностью и плотностью объемной домовой резьбы при относительной простоте самого здания. Эта уникальность повышает ценность деревянного зодчества Тюмени».

На ул. Осипенко особенно великолепен своей деревянной резьбой наличников дом N 19, где находится Дом тюменской писательской организации. Говорят, это был дом инженера-речника. Сохранилось несколько домов со старинными воротами, резными дымниками и водосточными трубами. На любой из улиц Потаскуя можно найти деревянное узорчатое чудо, надо только внимательно и неспешно всматриваться в старину (ул. Водопроводная, 26, Сакко, 25, 39, 41 и др.).

«Архитектурная резьба сибирского города, -писала недавно скончавшаяся искусствовед Н.Шайхтдинова, — была рассчитана не на беглый осмотр, а на неторопливое рассматривание. Таков был ритм жизни, таков был масштаб города с его неширокими улицами, где даже одноэтажные здания на цокольном полуподвальном этаже кажутся крупными… Попадая в старые кварталы… человек может ощутить себя как бы в музее. Он может найти время для того, чтобы неспешно пройти и рассмотреть его «экспонаты», свидетельствующие о таланте народа» («Деревянная резьба Тюмени», 1997).

К сожалению, деревянных памятников Потаскуя сто лет не касалась рука опытного реставратора, а потому они, что называется, гниют на корню, превращаясь в руины, которые потом кто-то неизвестный поджигает в темные осенние ночи. Eсть на Потаскуе опыт создания «новоделов», когда дряхлая деревянная резьба повторяется реставратором, воспроизводится вновь и помещается на новый, построенный по старому проекту, дом. Искусствоведы неоднозначно относятся к «новоделам», но, по-моему, они лучше, чем руины, в чем может убедиться каждый тюменец, осмотрев дом по ул. Осипенко, 34.

Большевики на Потаскуе

Потаскуй имеет непосредственное отношение к истории революционной борьбы тюменских рабочих за свои экономические и политические права. Здесь жили первые тюменские большевики, имели явочные конспиративные квартиры, проводили нелегальные собрания, редактировали первую рабочую газету.

На ул. Малой Разъездной (Ванцетти) в доме N 26 жил один из первых тюменских большевиков Герман Назаров (дом снесен в 70-е гг. XX в. при строительстве нового жилья). В его квартире в начале 1905 г. состоялось одно из первых нелегальных собраний большевиков. Они организовали в конце мая многодневную за бастовку рабочих городских пристаней, заводов и фабрик, в результате рабочий день был сокращен с 11-12 часов до 9, а зарплата увеличена на 20-25 процентов.

Сохранился по ул. Сакко (Большая Разъездная) дом N 32, в котором в 1907-1909 гг. работал подпольный комитет тюменских большевиков, в 1908 г. жил ссыльный революционер Арон Александрович Сольц (1877-1945 гг.). Он возглавлял городскую большевистскую организацию, редактировал газету «Тюменский рабочий» (10 сентября 1908 г. вышел ее первый номер), писал и редактировал нелегальные листовки и воззвания.

После октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны 1918-1922 гг. большевики переименовали все улицы на Потаскуе, кроме Водопроводной (но и она в одно время переименовывалась в ул. Павлика Морозова, но название не прижилось. Последняя попытка переименовать ул. Водопроводную сделана в мае 2002 г.: постоянная комиссия по организации городского самоуправления предложила назвать ее ул. Андрея Текутьева, однако рабочая группа совета по топонимике это предложение не приняла), и оставили все в дореволюционном состоянии. Только в 30-е гг. XX в. сюда провели городской водопровод, а улицы стали асфальтировать только в 70-е гг. В эти годы на Потаскуе возвели несколько так называемых «хрущевок» — первых благоустроенных домов. Однако до сих пор Потаскуй остался огромной дряхлой деревней в центре Тюмени.

Продолжение следует.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта