X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Капсула времени в музее мотоциклов

Частная коллекция ретро-мотоциклов Олега Гузенко сложилась спонтанно. Олегу Николаевичу очень хотелось найти и купить мотоцикл «Урал», какой был когда-то у его отца. Получилось найти, причем новый, без пробега.

Об истории этого и других экспонатов в коллекции рассказал Иван Скуридин. Он же главный механик мотосервиса, который расположен тут же. Иван начинает экскурсию с того самого «Урала» ИМЗ-8.103-10. Он синий.

— Он к нам приехал из Новокузнецка в заводском контейнере, в оригинальной коробке, мы распаковали и не заводили, даже не снимали с него особое покрытие деталей. Это как капсула времени — в баке даже бензина ни разу не было, можно понюхать. Первый владелец его приобрел, да так и не ездил… мотоцикл остался в каком-то ангаре, ангар менял своих хозяев, его нашли и выставили на продажу. Никто его долго не брал, цена была космическая, мы торговались. Годы выпуска — 19911992. Сейчас любой из этих экспонатов стоит сотни тысяч рублей, если новый. Eсли в него залить топливо и проехать, он уже не будет столько стоить.

В коллекцию мотоциклы решили брать с минимальным восстановлением и с небольшим пробегом. Постепенно обзавелись экземплярами всех заводов, которые работали на территории СССР тех времен. Намеренно не покупали очень старые, 1900-х годов, и не покупали после распада СССР. Коллекция живая, постоянно пополняется экземплярами. Кстати, тут же стоят и современные мотоциклы, на них ездят сами работники мотосервиса и просто ставят сюда на хранение, когда сезон заканчивается.

А мы проходим дальше, разглядывая ИМЗ М-75. Спортивная модель, мотор кубовый. Выпускалась для трековых многодневных гонок, главное отличие — масляный бак под сидением.

Интересно, что абсолютно все модели, которые находятся в коллекции, рабочие. Правда, с них слито масло и бензин. В целях безопасности, да и все моторы раньше собирались на прокладках из картона, которые со временем начинают протекать. Под некоторые модели ставят емкости под масло, чтобы пол не впитывал. Но на любой из мотоциклов сейчас можно поставить аккумулятор, сесть и поехать.

Конечно, не все мотоциклы сохранили свой первоначальный цвет -восстановленные отличаются блеском, и они без единой царапинки. Иван рассказывает, что в Ирбите, проезжая по улицам, иногда можно увидеть заборы, которые в точности повторяют цвет некоторых моделей мотоциклов — это значит, зарплату работникам краской выдавали.

В коллекции есть знаковый мотоцикл МВ-650, прямиком из Ирбитского музея. Он участвовал на трех парадах, был реставрирован силами музея дважды. Вот только с него сняли пулемет. Он выпускался после войны и предназначался для армии.

Виктория Ющенко

— А почему они вам его продали?

— У них было не очень хорошо с деньгами, его выставили на продажу.

Кстати, самый первый «Урал» М-72 стоит возле здания, где находится коллекция, на улице Пражской. Он тоже выпускался после войны в Москве для нужд армии, а уже потом модели стали выпускать для гражданских.

— Когда мы искали экспонаты, ставили задачу найти в максимальной комплектации. Например, мотоциклы «Днепр». Вот, МТ-16, тут привод на коляску, он с маленьким пробегом и даже не ржавый. Обычно в мотоциклах с люлькой задний привод на заднее колесо. А у этого еще идет карданный вал, который соединяется с колесом коляски.

— Что появилось раньше? Автомобиль или мотоцикл? — спрашивает посетительница экскурсии

— Велосипед, — смеясь, отвечает Иван.

Всех заинтересовали мотоколяски, только никто не ответил, для чего они. Оказывается, это для маломобильных граждан. Такие начали выпускать после войны. Трехколесные мотоколяски раньше выдавали ветеранам войны, даже если не было одной руки или одной ноги, или все вместе, то можно было выжимать сцепление и включать газ одной рукой и ногой. Скорость была небольшая, он останавливался самоходом. После того, как ими пользовались несколько лет и выходил срок эксплуатации, инвалидам выдавали новые, а эти списывали навсегда и даже не восстанавливали.

Виктория Ющенко

Таких моделей было несколько. Eсть еще похожая на машинку и одна фара по центру, в простонародье «циклоп». «Затем начали выпускать вот такую модель, -показывает Иван на одну из мотоколясок и добавляет: — Такая снималась в фильме «Приключения Шурика». Тут мопедный двигатель от немецких мотоциклов «вандерер». Позже этот двигатель стал называться «киевлянин».

— Рынок ретромототехники узкий? Все друг друга знают? Как находите экспонаты?

— Через пару лет коллекционирования о нас начали узнавать. Eсть сообщество байкеров, которые ездят по стране, многое видят, иногда приезжают к нам чинить свои машины, они, бывает, звонят и говорят нам о каких-то экземплярах.

Мы проходим на второй этаж, где собраны мопеды, есть мотороллеры и легкие мотоциклы…

Посмотреть на частную коллекцию можно в составе групповой экскурсии (от пяти человек) по предварительной записи. Главное правило: 18+.

— Как показала практика, детям становится неинтересно, и они начинают баловаться, а это не очень-то безопасно.

***
фото: Иван Скуридин ведет экскурсию в музее мототехники.;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта