X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Искусство, вдохновение, плюрализм!

10 ноября в музейном комплексе Словцова открылся юбилейный, XXV Всероссийский фестиваль дизайна, архитектуры, искусств.

В программе фестиваля десятки лекций от лучших специалистов в разных направлениях дизайна, выставка памяти Михаила Гарду-бея «Гардубей и ученики» в Ирбите, но центральным событием, давшим старт фестивалю, стали выставка-конкурс креативных проектов в области дизайна, архитектуры, искусств «КТО? — МЫ!» и модный показ.

На выставке представлены 258 проектов из 27 городов и трех стран (впервые в конкурсе принимают участие Сербия и Беларусь). В первый момент разбегаются глаза, да и во второй, если честно, тоже — тут и мода, и индустриальный, средовой дизайн, архитектура, коммуникативный дизайн, дизайн-педагогика, детский дизайн, искусство. Каждый уголок немалого пространства требует внимания, все это разом и раздражающе хорошо. Да-да, как зритель я действительно начала раздражаться в силу того, что неизбежно сравнивала работы с друг другом, а самая сложная задача — сравнивать хорошее и хорошее. Задача определять победителя в этом году легла на плечи не только профессионального жюри; зрители тоже отдают голоса с помощью QR-кода на каждой работе.

— Пообщалась с участниками. Каждый индивидуален, но все они смелые, творческие и уверенные в себе, а главное — не боятся экспериментировать. А ведь именно так и рождаются настоящие шедевры. Убеждена, что их творческая энергия, оригинальность и уникальный взгляд на мир помогут сделать его лучше и интереснее! — говорит Eлена Майер, директор областного департамента культуры. — Уже сегодня я почувствовала потребность вернуться сюда и внимательнее отсмотреть каждую деталь, проголосовать по QR-коду за лучшую работу. Конкуренция колоссальная, выбрать будет сложно.

Организаторы, тюменское региональное отделение Союза дизайнеров России, ставит своей целью привлечь внимание к авторам — людям, меняющим мир к лучшему с помощью творческих идей. А идей масса, от керамики и украшений до проектов городских пространств, спорткомплексов и шрифтов. В числе зрителей я встретила Eлену Eремину, директора городского департамента потребительского рынка. Это только на выставке она зритель, через час Eлене Михайловне предстоит быть членом жюри на модном показе, но уже сейчас она подметила работы, которые не только вдохновляют, но и, на ее профессиональный взгляд, имеют перспективу стать визитной карточкой Тюмени. Она указывает мне на две работы — дизайн упаковки сувенирной продукции города Тюмени и кириллический шрифт, обыгрывающий традиционное и современное начертание.

Наверное, цель фестиваля уже можно считать достигнутой, ведь идут в массы, привлекают внимание к проблемам (например, действительно красивых кириллических шрифтов раз-два и обчелся) и маленькими шагами меняют мир.

— Мы каждый день едим суп, пьем чай, кофе. Говорим: «это вкусно» или «я хочу повторить», у нас есть доступ к этим блюдам в любом кафе. На таких фестивалях мы имеем доступ попробовать художественные образы, концентрированные идеи и мысли, обобщающие наш интеллектуальный опыт. Вот для этого нужны фестивали — это возможность попробовать идеи, некое интеллектуальное, художественное кафе, — объясняет Eлена Eремина.

— Я как профессиональный дизайнер, член союза дизайнеров должна в родном регионе показывать свои работы, — говорит участница Eлена Пискайкина. — Мне важно мнение коллег, целевой аудитории, здесь собравшейся, которая увидит, оценит или даст критику, но, по крайней мере, мой труд будет замечен. Такие крупные фестивали дают возможности людям искусства и двигают индустрию.

На выставке можно встретить студенческие проекты, абстрактные работы и реальные кейсы, именно последний и представила Eлена Пискайкина. Она разработала дизайн-упаковку тюменских сувениров — косметики на основе вод термальных источников. Однако участие в выставке она не использует как рекламу, признается, что пришла действительно услышать мнение о ее дизайнерской работе, а не о продукте в целом. Все-таки дизайнеры во многом мечтатели, их лучшие работы реализовать порой невозможно, поэтому нужно показывать и реальные кейсы, которые продаются.

В стане мечтателей с гордостью рассказывает о своей идее Илья Киселев, представивший работу из шамотной глины, покрытой глазурью, — «Нечаепитие». На примере чайной церемонии он попытался объяснить истоки непонимания и конфликтов между людьми.

— Будучи студентом, сидел с друзьями, они о чем-то спорили. Прозвучало слово «плюрализм». Они решили, что оно исчерпывает их спор. Я не признался, что не знаю этого слова, загуглил. Оказалось, что это такая интересная концепция, при которой могут существовать разные точки зрения и все они имеют право на жизнь. Реальность вроде бы объективна, но каждый видит ее по-своему. Смысл работы в том, что любой конфликт можно завершить не начиная, если принять то, что взгляд на каждый объект — свой, — объясняет автор.

Илья признается, что редко выставляет свои работы. Он преподает детям керамику в кружке в поселке Винзили и работы учеников старается отправлять на все конкурсы. Видя их радость от побед, он тоже отправил заявку — в надежде вдохновиться самому и вдохновить других.

Выставка проработает до 16 декабря. После завершения экспонирования в Тюмени часть лучших работ отправят в Ханты-Мансийский государственный музей. Затем их выставят в Ишиме. Eсть предварительная договоренность о том, что экспозицию будут возить по малым городам.

***
фото: На Всероссийском фестивале дизайна, архитектуры, искусств «КТО? — МЫ!».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта