X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Морской по нраву дьявол

Новый год на Мальдивах! Даже звучит дорого. Приятно, должно быть, скоротать сибирскую зиму под пальмой у теплого моря. Одно только омрачает восторг: нельзя поплавать с мантами. Они, негодяи, в ноябре уплывают, и у берегов Мальдивских островов их нет.

Мантам наплевать на стоимость вашего авиаперелета и пятизвездочного отеля. В бухту Ханифару около острова Дараванду (атолл Баа) они приплывают обычно в мае и кормятся до ноября. Бухта представляет собой рифовое образование в форме подковы; в полнолуние прилив гонит сюда тонны планктона, которым питаются эти морские животные. Только рот разевай. Что они и делают.

Я не знала про мант и Ханифарубэй. Мы вообще не собирались на Мальдивы. Но летом 2021 года по всему миру еще действовали ковидные ограничения, а тут правительство Мальдивской республики открыло острова для туристов, да и FlyDubai с какого-то перепугу выдал спецпредложение. Особо не раздумывая, мы позвонили друзьям, которые бывали на Мальдивах, и те посоветовали выбрать остров Дараванду. Из-за ковида перемещения между островами были запрещены, поэтому мы приготовились провести тихие две недели в местной деревне, поселившись в скромном двухэтажном индийском отельчике около аэропорта. Главное, что до моря было недалеко -остров-то крошечный, хоть и главный в атолле Баа.

Менеджер отеля по имени Джон нам сразу, при заселении, торжественно сказал: до полнолуния еще неделя! И потом каждый день напоминал, сколько дней осталось. Пока наконец не сообщил: манты приплыли! Все постояльцы нашего отеля — нас четверо и еще парочка испанцев, — сразу забыли про все свои дела и побежали оформлять пермит (разрешение) на посещение морского заповедника ЮНEСКО. До 2009 года мант, этих гигантских скатов, можно было смотреть свободно, но, как рассказывают, количество туристов в бухте начало зашкаливать, и власти испугались за животных. Теперь здесь работает служба рейнджеров, которая выдает строго определенное число пермитов в день и следит, чтобы посетители соблюдали правила — не трогали животных, не шумели и не пугали их.

Надо спешить, сказал Джон. Он погрузил наши маски и ласты на велосипед и медленно покатил его к причалу. Там мы немного подождали гида (посетить заповедник можно только с гидом), затем, уже в лодке, прослушали инструктаж насчет безопасного поведения на экскурсии. Что не надо пугаться, если манта внезапно окажется прямо по курсу, нельзя преследовать манту, и что за пределами бухты очень сильное течение, поэтому если случайно выплывешь, вернуться будет затруднительно, так что лучше держаться около гида и от группы не отставать. Гид закончил, лодочник запустил мотор и мы понеслись в бухту. А там уже куча народу — то тут, то там группы снорклеров плавают со своими гидами. Наши попутчики-испанцы вдруг запаниковали и попросили дать им спасательные жилеты -видимо, им еще не приходилось плавать с маской в открытом море так далеко от берега, с лодки, когда под ногами нет дна. А мне, наоборот, нравится бесконечная синева внизу. Сразу остро чувствуешь свое место в мире — очень маленькое! Однако народу многовато, мне несколько раз едва не прилетело чьей-то ластой по лицу, а когда появились манты, все начали толкаться еще сильнее. Но почти сразу совсем перестали обращать на это внимание.

Манты такие огромные! Они просто чудовищно огромные! Как маленькие самолеты.

Хорошо, что я увидела их именно на экскурсии с гидом, а не где-нибудь в океане случайно, я бы умерла со страху или осталась заикой. Понятно, почему их называют морскими дьяволами. Представьте, прет на тебя такая махина, раззявив беззубый рот, как будто хочет проглотить тебя целиком. И как будто может! Хотя такие случаи науке не известны. В справочниках пишут, что вес манты может достигать трех тонн, а размах плавников — четырех метров. Они плавают, размахивая плавниками как крыльями, вроде бы медленно, но нам постоянно приходится крутиться, чтобы успевать следить. А еще мы то и дело тычем друг в друга пальцами и мычим сквозь загубник трубки: смотри, вон еще! И еще! В воде кроме нас крутятся еще какие-то рыбы, но ими вообще никто не интересуется. Я после увиденного в бухте даже к снорклингу на домашнем рифе поостыла, хотя была от него в восторге (вчера, например, видела там двух акул — а может, одну акулу, проплывшую мимо меня сначала туда, потом обратно).

Вернувшись в гостиницу, мы были допрошены Джоном.

— Сколько вы видели мант?

— Штук десять.

— Или чуть больше.

— Пожалуй, пятнадцать.

— Или двадцать.

На следующее утро, все еще обсуждая волнительную экскурсию, мы говорили уже о тридцати мантах. Вот так рождаются сенсации… Впрочем, луна растет, а манты — свободные существа. Захотят — приплывут, не захотят -сиди и жди у моря новой полной луны. Такой вот туристический аттракцион.

На следующее утро Джон спросил: вы на пляж сегодня? Мне показалось, он хотел предложить нам еще раз посетить Ханифарубэй, но не решился, ведь придется снова оформлять пермит, а это стоит денег. Зря не решился! Когда мы вечером вернулись в гостиницу, он, блестя глазами, сказал:

— Спросите меня, сколько сегодня было мант в заливе?

— Сколько мант было сегодня в заливе, Джон?

— Двести!!!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта