X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Пример для отражения

По-моему, все современные авторы обожают героев с изъяном. Которые вызывают противоречивые чувства. Обаятельный, но гад. Убийца, но умница.

Особенно много таких в современных детективах: там по закону жанра каждый персонаж оказывается немного не таким, каким предстает изначально; так что хочешь разгадать, кто убийца, укажи на самого невероятного, абсолютного агнца, и просто сиди жди, когда волк сбросит овечью шкуру.

А может, идеальных героев в литературе больше нет, потому что нет в жизни идеальных людей. Обнаруживая в героях недостатки, мы узнаем в них себя, это нас роднит с литературой, такой вот с ее стороны незатейливый маркетинговый прием. Хотя читать роман, где нет ни одного нормального героя, мне, признаюсь, бывает утомительно. Возьмем, к примеру, «Большую маленькую ложь» Лианы Мориарти -да это просто паноптикум, там даже дети удивительно несимпатичны, хотя казалось бы.

Нет, нам сегодня нужен один плохой герой. Который как бы хороший человек, но брать с него пример не стоит. Пожалуй, таким критериям прекрасно соответствует герой романа «Декоратор» норвежского писателя Тургрима Эггена. Талантливый, умный, обаятельный, подающий надежды молодой архитектор случайно (я бы даже сказала — внезапно) обнаруживает в себе очень, очень темную сторону. Он совершает преступление, и потом добрую половину книги очень талантливо заметает следы. Ирония судьбы: моральное падение превращается в его профессиональный триумф. Дает толчок его творческому взлету. Никто не замечает — и, возможно, никогда не заметит страшной, плоской, уродливой тени, которую теперь отбрасывают его белые крылья.

Роман, хотя его часто сравнивают с «Парфюмером» Зюскинда, в гораздо меньшей степени вызывает отвращение; скорее недоумение (да как так вышло?) и, может быть, страх (неужели каждый на такое способен? Нет, точно нет, не верю). Подобно Жану-Батисту Греную, главному герою Зюскинда, Сигбьерн Люнде тоже одержим поиском совершенства, но здесь это совершенство формы. В книге мы обнаруживаем множество любопытных фактов из истории и теории дизайна, она, помимо прочего, весьма познавательна. Хотя, честно скажу, кое-каких сведений я предпочла бы не получать. Не таким способом.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта