X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Дороги, которые мы выбираем

В начале шестидесятых геологи свою задачу выполнили — нашли большую нефть Сибири. Но далековато — где четыреста, а где и девятьсот километров до перерабатывающих производств, до потребителя, а проще сказать — до железной дороги.

Успешное решение одной проблемы вытащило проблему другую. Транспортную. Мы уже упоминали в одном из текстов этого цикла, что образованная за двадцать лет до описываемых событий территория не имела дорог с твердым покрытием, а тем более железных магистралей. Большая нефть потребовала незамедлительного решения этой проблемы.

В первых документах 1964 года об ускоренном освоении «открытых нефтяных и газовых месторождений» шла речь о строительстве первого нефтепровода. Однако его название писалось так: «Шаим — Сотник». Сотник — это название конечной станции лесовозной железной дороги Тавда — Сотник, строительство которой началось в 1961 году. Дорога строилась одноколейная, и работал на ней всего один головной ремонтно-восстановительный поезд ГОРEМ-18. Правда, это был самый короткий путь для нефтепровода, который предполагалось проложить от шаимского товарного парка — его еще тоже предстояло построить в Сухом Бору, так называлось это место.

Но название конечной точки нефтепровода мелькнуло пару раз и исчезло. Возможно, кто-то в Госплане взял в руки карандаш и написал на листке несколько цифр.

…От станции Сотник до Тавды — 186 километров. От Тавды до Свердловска — 360. От Свердловска до Тюмени еще три. Итого — около тысячи километров. А по прямой, по карте, конечно, от Шаима до Тюмени, ближайшей к промыслу станции Транссибирской магистрали, — всего 410 километров.

Правда, в некоторых взволнованных переменами и перспективами выступлениях на местах, где шла речь об освоении, говорилось и о нефтеперерабатывающих производствах в тайге… Хотя буквально под боком не первый год трудился Омский НПЗ, он работал на привозной нефти, с промыслов Башкирии и Татарии. (Может, эта близость и побуждала искать нефть поближе? Правда, нефть искали и к востоку от Омска, в Кузбассе, полагая, что там, где образовался уголь, могла быть и нефть. Однако из этого ничего не вышло, и в свое время геолог Салманов отказался от поисков в Кузбассе и увел свою экспедицию в Сургут, где довольно скоро открыл первое из больших месторождений — Усть-Балыкское. Впрочем, он об этом сам подробно написал в своих книгах).

Так вот, направление определено, и вскоре в документах устойчиво заняло свое место строительство нефтепровода Шаим — Тюмень.

Конечно, с нуля. Теперь мы уже знаем, что нефтепровод строился почти два года, что первая нефть прошла по трубопроводу из Шаима в Тюмень 22 декабря 1965 года. Я был там и видел, как заливали нефть в первую цистерну, на боку которой было начертано: «Принимай, Родина, тюменскую нефть».

Но этого дня надо было ждать два года. Нефть уже есть. Она буквально ломится в заслонки превентеров, которыми заперты продуктивные скважины. Два года — это тысячи тонн нефти, по одним наметкам — сто тысяч тонн, по более оптимистичным — двести тысяч. Разведка продолжается, и на первых страницах газет, не только в нашей стране, но и за рубежом, то и дело появляется информация о нефтяных фонтанах.

Теперь в пространных документах, планирующих программу освоения, осторожно, где-то в предпоследних абзацах появляются слова «нефтеналивной флот». То есть идея доставить тюменскую нефть на омский завод нефтеналивными баржами. Тем более, что речной путь от Тюмени до Омска проложен уже лет двести тому назад. Так что остановка за малым — надо построить этот флот. К тому же именно в Тюмени еще с военного времени работает судостроительный завод. Прославленный и орденоносный. А на соседнем, через речку, судоремонтном заводе Иртышское речное пароходство держит буксиры, капитаны которых не один год обеспечивают связь областной столицы и с окраинами, и с другими центрами, в частности с Омском.

И снова решение транспортной задачи сошлось на Тюмени. Нефтепровод Шаим — Тюмень. И стапеля тюменского судостроительного завода. Но об этом отдельный рассказ.

***
фото: Первая баржа с сибирской нефтью плывет в Омск (кадр из фильма «Запах нефти», Омское телевидение, 1964 г.).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта