X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Коровы тоже боятся уколов

Чтобы защитить домашний скот от болезней, ставят прививки. За здоровьем животных — в Тюменский межрайонный центр ветеринарии.

Антон Ваганов работает ветеринарным врачом уже 27 лет. Участвовал в ликвидации вспышки сибирской язвы на Ямале, птичьего гриппа на Боровской птицефабрике. Мы с ним едем в деревню Патрушеву, чтобы взять кровь у коров. Анализ определит, не заражены ли коровы лейкозом и бруцеллезом.

— Для меня это обычная работа. Сложности возникают, когда сталкиваешься с «юридически грамотными» гражданами — «мой двор -неприкосновенная крепость, ты сюда не заходи, а то я тебе голову арматурой пробью». Это деморализует, даже профессиональное выгорание иногда ощущаешь. Думаешь — а тем ли я занимаюсь, если людям это не надо? — рассказывает Антон Ваганов. — Лейкоз к нам занесли из Германии после войны. Лейкоз в то время не был открыт, и немецкие коровы его разнесли. В шестидесятые годы обнаружили, поняли, что скот заражен. Сначала нашли опухолевидные разрастания и поражение лимфатической системы. Начали этот вопрос изучать и выделили вирус лейкоза крупного рогатого скота. Болезнь постоянно изучается. Больное животное выделяет метаболиты триптофана, который считается канцерогеном, такое молоко употреблять нельзя.

По словам Антона, лейкоз протекает хронически, без анализа крови его можно и не обнаружить.

— Бруцеллез пострашнее лейкоза, он человеку передается. Долго может себя не проявлять. Например, вы мясо непроваренное съели или молока попили — и лет через двадцать можете заболеть. Начинают болеть сразу все суставы. Был у меня случай: мужчина обратился в больницу, у него выявили бруцеллез. Начали спрашивать, какую еду ел. Мужчина вспомнил, что лет семь назад был в Казахстане и ел там шашлык из баранины. Там бруцеллез и подцепил. У животного суставы также поражаются, самки плод выносить не могут.

На конце этой истории мы и приехали ко двору Ольги Гущиной. Антон Ваганов знаком с ней давно. Мы заходим в сарай: три коровы, две козы и куры. Кровь возьмем у коров.

— Глубоко стельных коров нет? -уточняет Антон Ваганов.

— Одна стельная, уже месяца три носит, — отвечает Ольга.

— За месяц до отела и месяц после не берется кровь, это может спровоцировать положительную реакцию, — объясняет мне ветврач, подходит к корове сбоку и ловко вводит иглу в хвостовую вену. Животное дергается.

— Издержки нашего строптивого характера, — оправдывается Ольга. — Это красная горбатовская порода. Корова молочная. У этой породы много белка в молоке, выход сыра получается больше, чем у остальных. А вон Анфиса — это айрширская корова. У них молоко по составу похоже на козье. Коровы у меня не болели лейкозом или бруцеллезом. Такого не допускаем. Они стоят на учете. Мы делали генетический анализ, чтобы в поколении не было лейкоза, чтобы по наследству не передался.

Закончив, ветеринарный врач дает хозяйке желтые бирки. Их крепят на ухо, чтобы корову можно было идентифицировать по системе «Меркурий».

Eдем на улицу Мирную, 14 к Сергею Николаевичу. У него две коровы голштинской породы, Маруся и Стеша. Антон проделывает все те же манипуляции, и мы возвращаемся в ветеринарный центр. В Патрушевой только два человека держат коров. Антон Ваганов рассказывает, что в Тюменском районе больше всего коров в деревне Янтык.

— Кровь должна отстояться при плюсовой температуре, чтобы сыворотка отделилась. Потом мы ставим ее в холодильник. Дальше в нее вводят определенные ферменты. После изучаем под микроскопом разными методами, и нам приходит ведомость с результатами. Eсли результат положительный, то уведомляем хозяина, предлагаем отправить корову на изоляцию или сдать ее на убой, — говорит Антон Ваганов.

— Двор становится эпизоотическим очагом, а населенный пункт -неблагополучным. По распоряжению губернатора вводится карантин. Через 90 дней всех животных обследуем, еще раз повторяем процедуру. Когда получаем два отрицательных результата, хозяйство объявляется здоровым, — рассказывает Василий Качулин, директор Тюменского межрайонного центра ветеринарии. — По бруцеллезу положение благополучное, хотя по России вспышки случаются, особенно на юге. А вот с лейкозом все гораздо хуже. Постоянно исследуем.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Антон Ваганов производит забор крови.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта