X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Проблемы кирпичных сараев

15 января 1909 года состоялось очередное, 31-е собрание Тюменской городской Думы.

Среди прочих на повестку дня было вынесено ходатайство жителей Копыловских кирпичных сараев (ныне район улиц Малыгина, Красных Зорь, Карской, М. Горького) о понижении арендной платы за землю, занимаемую их недвижимым имуществом, до 10 копеек с квадратной сажени, а также о сложении с них недоимок.

В качестве исторической справки сообщим, что начало Сараям, как району, было положено в 40-х годах XIX века. Именно в это время в связи с ростом строительства, как гражданского, так и церковного, значительно возросла потребность в стройматериалах. Особенно востребованным стал кирпич. Хорошая глина для его производства находилась буквально рядом, на выезде из города по Сибирскому тракту. (Остатки многочисленных карьеров, из которых бралась глина, сохранились в районе улицы 50 лет ВЛКСМ и сегодня).

Кирпичные заводики начали расти, как грибы. На их территории, как правило, имелись помещения для формовки, печи для обжига и сараи для сушки и хранения готового кирпича. Именно сараи, в большом количестве находившиеся при таких заводах, и дали название городскому пригороду.

По левую сторону Сибирского тракта на выезде из города (ныне район станкостроительного завода) располагались Угрюмовские сараи (малые). Названы они были по имени владельца Егора Алексеевича Угрюмова. По правую сторону Сибирского тракта находились Копыловские сараи (большие), заставляющие нас сегодня вспомнить владельца одного из крупных кирпичных заводов Василия Андреевича Копылова, купца 2-й гильдии, занимавшего в начале XX века должность заместителя городского головы.

Жители Копыловских сараев (154 человека) и обратились в городскую управу с ходатайством.

В докладе, представленном управой, сообщалось, что «местность под названием «кирпичные сараи» предназначена для выделки кирпича; все сооружения там, кроме сараев и при них караульных изб, возведены самовольно, без соблюдения строительных правил, и большинство их находится в антисанитарных условиях, как устроенные в оставшихся от выемки земли для выделки кирпича ямах; такие же смежные ямы служат отхожими местами и местами свалки разных отбросов из жилища».

Еще в 1904 году городские власти попытались навести порядок. Страшила только жуткая антисанитария (первоначально обитателями кирпичных сараев были наемные рабочие, позже тут селились бродяги, нищие, беглые).

Число далеко не добропорядочных жителей стремительно увеличивалось, и сараи стали настоящим рассадником преступности. Для того, чтобы от них избавиться, городская Дума еще 9 января 1904 года приняла решение о переселении обитателей сараев в новые кварталы. «На случай добровольного переселения из означенной местности в новые кварталы предоставить льготу от платежа аренды за вновь занятые места – для коренных жителей города до 5-ти лет и посторонних до 3-х лет, с обязательством перенести свои строения в новые кварталы или продать их на слом в течение годичного срока; продажа строений на прежних местах и переход их к другим владельцам для жительства не допускается». Указанная льгота предоставлялась лицам, имеющим определенные занятия.

Также в докладе сообщалось, что арендная плата за места под жилыми строениями в кирпичных сараях составляла 20 копеек. Недоимок по аренде земель за вышеозначенными 154 домохозяевами числилось 4799 рублей 48 копеек, за многими жителями недоимки копились в течение нескольких лет. Обсудив со своей стороны ходатайство, управа полагала бы справедливым понизить арендную плату за землю до 10 копеек с квадратной сажени, вопрос же о недоимках передать в ревизионную комиссию, которая определила бы как возможность их получения с некоторых хозяев, так и безнадежность получения с других.

Городская Дума, обсудив доклад, согласилась с мнением управы о передаче ходатайства в ревизионную комиссию.

На основании вышеизложенного Дума постановила: не отводить мест под постройку домов в районе Копыловских кирпичных сараев, а ходатайство жителей о понижении платы за аренду земли и снижении недоимок передать на заключение ревизионной комиссии.

Н.Л. Галян, главный специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта