X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Почему бензин дорожает?

Рост цен на бензин в апреле-мае, вызвавший волну недовольства, удалось притормозить. Но надолго ли?

Когда на бензоколонках ценники менялись по два-три раза в неделю, в очередной раз встал вопрос: «В чем причина?» Но если раньше версии ответов на него выдвигали в основном потребители, то в этот раз подключились и чиновники, и политики, и экономисты. Потому что чехарда с ценообразованием на стратегически важный продукт ударила уже не только по карманам автомобилистов, но и по экономике страны.

Бывший вице-премьер Аркадий Дворкович предположил, что монополисты просто воспользовались перестановками в правительстве после президентских выборов:

— То, что произошло на бензиновом рынке, скорее, вопрос пересменки в правительстве и отсутствия должного ежедневного управления сложной системой сдержек и противовесов в период этой пересменки, — заявил он.

Eсли Дворкович прав, то можно сказать, что детонатор сработал в апреле, хотя взрывное устройство было заложено раньше. Эксперты, в том числе из ФАС, считают, что главными причинами стали, во-первых, увеличение квоты на экспорт нефти, что привело к дефициту топлива на внутреннем рынке и, как следствие, росту цен на него. Во-вторых, — повышение ставок акцизов на бензин и дизтопливо в начале года. Eсли в 2017 году ставка акциза на бензин класса 5 составляла 10130 рублей за тонну, то с 1 января она выросла до 11213 рублей. Акциз на дизтопливо увеличился с 6800 руб., до 7655 руб.

Очевидно, что, повышая акцизы, государство тем самым ищет способы пополнения бюджета за счет крупных корпораций, а не граждан. Вот недавно и помощник президента Андрей Белоусов предложил изъять сверхдоходы у перерабатывающей промышленности. Но и тут, как и в случаях с акцизами, монополисты блюдут свои интересы лучше, чем правительству удается блюсти наши. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что меры реагирования на ситуацию на бензиновом рынке всегда почему-то запаздывают. Несмотря на то, что:

— Мы еженедельно проводим мониторинг роста цен на бензин, — говорит заместитель руководителя УФАС по Тюменской области Игорь Веретенников. — С начала года наблюдался рост закупочных цен на бензин и дизтопливо до 30 процентов, а розничные цены при этом выросли на 8-13 процентов. Было очевидно, что рано или поздно они догонят оптовые.

Игорь Валерьевич объясняет, что ФАС в ответ на жалобы потребителей проводила проверки обоснованности цен на оптовом рынке и выдавала предупреждения таким крупным игрокам, как «Роснефть», «ТАИФ-НК», «Сургутнефтегаз» и другим.

Но, судя по всему, эти предупреждения не возымели действия, пока антимонополисты не обратились в правительство с просьбой снизить акцизы. И правительство уступило. Вместо того, чтобы с 1 июля повысить ставки акцизов на бензин класса 5 до 11892 рублей и на дизтопливо до 8258 рублей, их уже в июне существенно снизили. Только благодаря этому удалось затормозить рост цен на нефтепродукты.

И сегодня, по мнению Игоря Веретенникова, нет предпосылок для того, чтобы рост цен на бензин опережал уровень инфляции. Во всяком случае, цены на нефтепродукты остаются под ежедневным контролем у антимонопольного ведомства, и, в случае их необоснованного повышения, к нарушителям обещают применять меры антимонопольного реагирования.

При этом все понимают, что штрафы, которые налагают на монополистов, пополняют государственный бюджет, но не возмещают ущерба, который наносится бюджету потребителя.

И это еще не все. Eдва урегулировав одну проблему, столкнулись с другой.

— Мы зафиксировали рост цен на сжиженный газ (на него в целях экономии перешли многие автомобилисты — В.И.), — говорит Игорь Веретенников. — Проводится проверка. УФАС вышло с предложением к крупным компаниям предоставить их расчеты цены. Проверяем, насколько она обоснована. Ситуацию на газовом рынке мониторим в еженедельном режиме.

Кроме этого, ФАС вышла с предложением увеличить процент объема нефтепродуктов, которые должны обращаться на Санкт-Петербургской отраслевой бирже. По мнению руководителя ведомства Игоря Артемьева, это позволит в дальнейшем избежать дефицита бензина и дизтоплива на внутреннем рынке и снимет предпосылки к очередному повышению цен на них.

ФОТО ГАЛИ БEЗБОРОДОВОЙ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта