Положение о выборах в Тюменскую городскую Думу
Постановление от 12.01.94 № 1
О Положении о выборах в Тюменскую городскую Думу.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» от 29.10.93г. № 1797, решениями, малого Совета Тюменского областного Совета народных депутатов «О выборах в представительные органы власти и местного самоуправления Тюменской области» от 10.11.93г. №310; «О положении об основных началах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Тюменской области в целом» от 24.12.93 г. № 321
ПОСТАНОВЛЯЮ:
Утвердить Положение о выборах в Тюменскую городскую Думу.
И.о. главы администрации города А.А.Гулько
Глава 1. ОБЩИМ ПОЛОЖEНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов.
1. Выборы депутатов Тюменской городской Думы (далее именуется городская Дума) осуществляются гражданами города Тюмени на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы депутатов Тюменской городской Думы проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным округам (один округ -один депутат) на основе единой нормы представительства.
Статья 2. Избирательное право.
1. Право избирать в городскую Думу принадлежит гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории г.Тюмени и достигшим 18-летнего возраста.
2. Депутатом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории г.Тюмени, достигший 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения .свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3. Численный состав городской Думы.
Городская Дума состоит из 11 депутатов.
Статья 4. Дата выборов.
Выборы депутатов городской Думы проводятся 6 марта 1994г.
Статья 5. Право выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы.
1. Кандидаты в депутаты городской Думы выдвигаются избирательными объединениями и группами избирателей.
2. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов, являются:
— региональные (городские) отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
— городские отделения региональных партий и движений, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах;
— блок указанных партий, движений, общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.
3. Партия, движение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, движение в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
4. Численность группы избирателей (собрание избирателей по месту работы, службы и жительства), которая может выдвинуть кандидата, не должна быть менее 20 человек.
Статья 6. Финансирование выборов.
1. Финансирование мероприятий; связанных с организацией и проведением выборов в городскую Думу, осуществляется за счет средств областного бюджета.
2. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные денежные взносы.
Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями.
1. Организация выборов в городскую Думу возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, Тюменская городская избирательная комиссия и нижестоящие комиссии в пределах своей компетенции, установленной настоящим положением, независимы от других государственных, общественных и иных учреждений и организаций.
2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.
Статья 8. Правовые основы организации и проведения выборов.
Выборы в городскую Думу проводятся на основе Основных положений о выборах в органы местного самоуправления, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993г. № 1797 и Положения об основных началах выборов в органы местного самоуправления в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Тюменской области в целом», утвержденных решением малого Совета областного Совета народных депутатов от 24.12.93г. № 321, настоящего положения.
Глава 2. ИЗБИРАТEЛЬНЫE ОКРУГА, ИЗБИРАТEЛЬНЫE УЧАСТКИ, СПИСКИ ИЗБИРАТEЛEЙ.
Статья 9. Образование избирательных округов по выборам в городскую Думу.
1. Избирательные округа по выборам в городскую Думу образуются с равным числом избирателей с допускаемым отклонением до 15 процентов. В исключительных случаях Тюменская городская избирательная комиссия в целях совмещения границ избирательных округов и административных районов может принимать решения, допускающие большие отклонения от среднесписочной численности избирателей в округах.
2. Число избирательных округов, образуемых на территории каждого административного района, устанавливается Тюменской городской избирательной комиссией.
3. Границы избирательных округов утверждаются Тюменской городской избирательной комиссией по представлению глав администраций районов не позднее 50 дней до выборов.
Статья 10. Образование избирательных участков.
1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов представительного органа территория районов города делится на избирательные участки.
Избирательные участки образуются решением глав районных администраций из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок.
2. Избирательные участки образуются не позднее 40 дней до выборов с учетом границ города и районов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуется главами районных администраций в местной печати и в виде плакатов в течение 5 дней после принятия решения об образовании избирательных участков.
Статья 11. Списки избирателей.
1. Главы районных администраций обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.
2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий на день выборов требованиям статьи 2 настоящего положения и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Списки избирателей составляются по каждому избирательному участку и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.
3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество дата рождения и адрес избирателя.
4. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившееся на территории избирательного участка в период после указанного срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает, гражданам возможность ознакомиться со списками избирателей не позднее 20 дней до дня выборов.
Глава 3. ИЗБИРАТEЛЬНЫE КОМИССИИ.
Статья 12. Система избирательных комиссий.
Для организации и проведения выборов в представительный орган образуются:
а) Тюменская городская избирательная комиссия по выборам депутатов Тюменской городской Думы;
б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Тюменской городской Думы;
в) участковые избирательные комиссии:
Тюменская городская избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет печать и бланки со своим наименованием, расчетные счета в банке.
Статья 13. Порядок формирования Тюменской городской и окружных избирательных комиссий.
1. Тюменская городская избирательная комиссия по выборам депутатов Тюменской городской Думы образуется решением главы администрации города в составе председателя и 10 членов комиссии не позднее 55 дней до выборов.
2. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Тюменской городской Думы образуются решением главы администрации города не позднее 50 дней до выборов в составе председателя и 4-6 членов из числа кандидатур, предложенных главами районных администраций.
3. Избирательные объединения и кандидат в депутаты городской Думы вправе иметь своего представителя в Тюменской городской и соответствующей окружной избирательных комиссиях с правом совещательного голоса.
Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий.
1. Участковые избирательные комиссии образуются решениями глав районных администраций не позднее 50 дней до выборов в составе председателя комиссии и 6-18 членов комиссии.
2. Избирательные объединения и кандидат в депутаты городской Думы вправе иметь своего представителя в соответствующих участковых избирательных комиссиях с правом совещательного голоса.
Статья 15. Полномочия Тюменской городской избирательной комиссии.
1. Тюменская городская избирательная комиссия:
а) осуществляет контроль за организацией выборов в представительный орган;
б) образует избирательные округа;
в) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий;
г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;
е) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
ж) оказывает помощь кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в размножении агитационных материалов в пределах сумм, выделенных на эти цели городской избирательной комиссии.
з) утверждает форму избирательных бюллетеней и принимает решение об их печатании;
и) устанавливает результаты голосования по выборам депутатов представительного органа в целом по городу, публикует их в местной печати, доводит до сведения населения иным способом;
к) изготавливает печати для окружных, участковых избирательных комиссий;
л) определяет порядок досрочного голосования;
м) устанавливает образцы удостоверений кандидата, доверенного лица кандидата, представителя избирательного объединения, а также удостоверения об избрании.
2. Решения Тюменской городской избирательной комиссии, принимаемые по рассмотрению заявлений и жалоб на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, обязательны для исполнения.
Статья 16. Полномочия окружных избирательных комиссий.
Окружные избирательные комиссии:
а) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
б) утверждают текст бюллетеней для голосования;
в) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Тюменскую городскую избирательную комиссию;
Статья 17. Полномочия участковых избирательных комиссий.
Участковые избирательные комиссии:
а) организуют проверку и дополнение списка избирателей по участку;
б) проводят ознакомление избирателей по спискам избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
в) оповещают население о дне выборов и месте голосования;
г) обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
д) организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов;
е) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке;
ж) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения.
Статья 18. Организация работы избирательных комиссий.
1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссий с правом решающего голоса.
2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избирается на ее первом заседании из числа членов комиссии.
3. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии.
4. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
5. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать наблюдатели, представители местной печати и других средств массовой информации.
Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных комиссий.
Решения и действия избирательных комиссии по выборам в органы местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом.
Глава 4. ВЫДВИЖEНИE И РEГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ.
Статья 20. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.
1. Избирательное объединение и группа избирателей вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из округов.
2. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 320 избирателей, проживающих на территории соответствующего округа.
Подписные листы изготовляются по форме согласно приложению.
3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата установленным требованиям, регистрирует кандидата, обеспечивает опубликование данных о нем, выдает ему удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации не позднее 5 дней после предъявления подписных листов и заявлений.
Статья 21. Права и обязанности кандидатов.
1. Работодатель обязан предоставить кандидату по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов.
2. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.
3. Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата.
4. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Eсли это сделано без вынужденных к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов.
5. Избирательное объединение может в любое время до дня выборов отозвать выдвинутого им кандидата.
Глава 5. ПРEДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ.
Статья 22. Право на участие в предвыборной агитации.
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов.
2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации не допускается.
Статья 23. Порядок проведения предвыборных мероприятий.
1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лице избирателями.
2. Предвыборные митинги организуются, и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию городской и окружных избирательных комиссий предоставить в их пользование для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями в порядке, устанавливаемом городской избирательной комиссией. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам.
5. Кандидаты имеют равное право на выступления в местной печати и других средствах массовой информации.
6. Кандидаты и избирательные объединения вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и другие агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении или ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
7. Предвыборные программы, агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
8. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов. В день выборов любая агитация запрещается.
Статья 24. Финансирование предвыборной агитации.
1. Кандидаты и выдвинувшие их избирательные объединения вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
а) собственных средств кандидата;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединениям;
в) добровольных денежных взносов физических и юридических лиц.
2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам.
3. Избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды, обязаны представить Тюменской городской избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов.
4. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается Тюменской городской избирательной комиссией.
Глава 6. ГОЛОСОВАНИE И ОПРEДEЛEНИE РEЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ.
Статья 25. Помещение для голосования.
1. Помещение для голосования представляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами районных администраций.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 26. Избирательные бюллетени.
1. Для выборов в орган местного самоуправления каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.
2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства.
Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка «против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения.
4. Избирательные бюллетени печатаются по решению Тюменской городской избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 16 дней до проведения выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 3 дня довыборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссией, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после подготовления бюллетеней окружные или участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Статья 27. Порядок голосования.
1. Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Тюменская городская избирательная комиссия в виде исключения может изменить время начала и окончания голосования на отдельных избирательных участках.
Eсли по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.
2. Избиратель, который в день выборов не будет находиться в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно. Порядок досрочного голосования определяется городской избирательной комиссией.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или удостоверения личности и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя.
5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующих. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
6. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки «Против всех кандидатов».
7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Eго распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявления; фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии — в его выдаче.
Статья 28. Подсчет голосов на избирательном участке.
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.
2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.
3. По каждому избирательному округу прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.
4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования в каждом избирательном округе, по которым оно проводилось на данном участке. В протоколе указывается:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;
г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
д) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
з) число действительных голосов, поданных за каждого кандидата;
и) число голосов, поданных против каждого кандидата;
к) число голосов, поданных против всех кандидатов;
л) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения.
5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается не менее 2/3 состава комиссии. Член комиссии, несогласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
Статья 29. Определение результатов выборов.
1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования;
г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;
д) число недействительных бюллетеней;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата;
ж) число голосов, поданных против каждого кандидата;
з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
и) одно из следующих решений:
— признание избранным кандидата, получившего наибольшее число голосов (более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если по округу баллотировался один кандидат);
— признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего положения являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
— признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей;
к) поступившие в комиссию жалобы и заявления по порядку голосования и принятые по ним решения.
3. Протокол составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы.
Статья 30. Установление общих итогов выборов.
1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий Тюменская городская избирательная комиссия определяет и публикует в местной печати общие итоги выборов.
2. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, Тюменская городская избирательная комиссия назначает новые выборы.
Статья 31. Регистрация избранных депутатов.
1. Окружная комиссия после установления общих итогов выборов извещает о его избрании депутатом городской Думы.
2. Тюменская городская избирательная комиссия производит регистрацию избранных депутатов и выдает им удостоверение об избрании.
Глава 7. РАЗРEШEНИE ЖАЛОБ И СПОРОВ.
Статья 32. Оспаривание неправильностей в списках избирателей.
1. Гражданин Российской Федерации может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд.
Статья 33. Оспаривание отказа в регистрации кандидата.
1. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать лицу, уполномоченному избирательным объединением, либо кандидату или его доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа.
2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд.
***
фото: