Резкого ухудшения жизни не будет, пообещал Леонид Рокецкий на пресс-конференции в минувшую пятницу
Конференцию губернатор вел в своей обычной манере. Называл цифры, которые рисовали тяжелейшее положение территории («спад в нефтегазовых отраслях продолжается, впервые за всю историю снизилась добыча газа, неплатежи достигли четырех триллионов рублей, в связи с чем в бюджет не попало 940 миллиардов рублей»).
В то же время Леонид Юлианович не хотел, чтобы нас покидала надежда:
— Eсть и немного доброго. По сравнению с прошлым годом увеличились темпы строительства жилья, школ, больниц, дорог. Фактически сохранилось производство товаров народного потребления (99%). Продовольственных товаров — сыров и колбас — выпущено больше, чем в 1992 году. Жилье в Тюмени — 160% по сравнению с 1992 годом…
На все нужны деньги, сказал губернатор и опять обратился к цифрам. Сохранить уровень жизни-93 можно, имея в областном кармане 9 триллионов рублей. Областной бюджет равен 2,4 триллиона. Доходная часть в виде налогов принесет в бюджет 1,7 триллиона. Пока неясно, где взять остальное. «Но думаю., что резкого ухудшения уровня жизни в области не будет».
Леонид Рокецкий не исключил варианта, что наша область может войти в разряд территорий, которые получают дотации от центра. По его мнению, необходимо изменить действующий районный коэффициент, поскольку затраты на жизнь в Сибири значительно выше, чем в столице.
Отдельным блоком — о выборах. Прошедших, на которых Леонид Юлианович стал членом Совета Федерации. И предстоящих, где необходимо избрать областную и городские Думы. «Районных депутатов теперь не будет. Главы городских и районных администраций станут главами местного самоуправления. Заседающих будет меньше».
Старательно подчеркивая свою отстраненность от выборов («от меня — никакого давления»), губернатор тем не менее высказал пожелание, чтобы на 25 мест в областную Думу пришли люди с большим жизненным опытом. И добавил: почему бы кому-то из присутствующих не включиться в эту кампанию? Среди «присутствующих» отозвался только представитель «Тюменских известий».
Тем из читателей, кто следит за пресс-конференциями главы администрации, уже привычно, что, о чем бы ни шла речь, Рокецкий (крестьянский, между прочим, сын) всегда сворачивает на тему хлеба насущного. Правда, содержащееся в вопросе одного из корреспондентов слово «беда» он осторожно переправляет на более мягкое «забота».
На состоявшемся заседании Совета Министров Л. Рокецкий просил немедленно «решить вопрос о пятидесяти миллиардах». Это деньги, которые срочно надо уплатить за хлеб. Область устанавливает хлебные контакты с новыми партнерами — с Омской и Курганской областями. Где хлеб, «быть может, не такого качества, но нам дешевле». Областной запас, несмотря на все хлопоты администрации, никак не становится больше, чем на две-три недели. Напротив, тема «правительственного кризиса» не вызвала беспокойства.
— Борис Федоров, — сказал Л. Рокецкий, — теоретик, его прижимистость не во благо экономике. Гайдар давно не занимается экономикой, а больше — политикой.
Тем не менее уход Гайдара губернатор воспринял отрицательно и высказал предположение, что теперь «недолго продержится и Черномырдин. Раньше хоть было на кого сваливать, а сейчас?». В целом борьбу в верхних эшелонах власти Рокецкий связывает с тем, что «некоторые политики готовят себя в президенты. В частности, Борис Немцов из Нижнего Новгорода считает себя перспективным».
О возможных перестановках в областном руководстве «Тюменский курьер» писал в течение прошедших недель. Информация не осталась не замеченной коллегами и вызвала ряд вопросов. Что прозвучало в ответ?
Предлагал ли Черномырдин Рокецкому место в правительстве? Нет, сказал Леонид Юлианович. И пояснил, что есть какие-то списки резерва, вполне возможно, что он в них фигурирует. Но если поступит конкретное предложение, то, он думает, что мог бы быть полезен в правительстве как человек, который разбирается в коммунальном хозяйстве и строительстве. И вообще «Черномырдину нужен такой провокатор, как я».
О планах замены ямальского лидера Льва Баяндина Юрием Нееловым. Прозвучал традиционный ответ, что Баяндин работает и что Рокецкий помог недавно удержаться ему на посту, когда ямальца попытались снять «через голову Тюмени». Что если речь пойдет о замене, то только Александром Кузиным, «которого поддерживает Газпром». А потом, как бы мелким шрифтом, Леонид Юлианович сообщил, что он говорил с Нееловым и тот сказал: «Можно попробовать». Что личное дело Неелова запросила Москва. И что возможна ситуация, когда глава администрации округа является заместителем главы администрации области…
Из того, что прозвучало на пресс-конференции, еще самым неожиданным было заявление губернатора о том, что он отказался от квот на нефть и газ.
В течение ряда лет местные власти говорили о праве продавать часть добытого в недрах углеводородного сырья как об основе богатства и экономической самостоятельности территории. И вдруг… «Грязное это дело. Дайте мне нашу долю налогом, деньгами. Дайте мне валютный налог. Я в прошлом году всю топливную квоту оставил нефтегазовым объединениям, они выплачивают областную долю деньгами. Знаете, кто против этого предложения? Кто не хочет «нас лишать квот»? Тот московский чиновник, который эти квоты распределяет».
Отказ от квот как метод борьбы с коррупцией. «Инстинкт самосохранения», который продемонстрировал губернатор, говорит не только о его осторожности, но и дальновидности.
***
фото: