Среди дирижаблей тоже бывают гибриды
На Тюменском судостроительном заводе идет сборка гибридного дирижабля, или, как выражаются специалисты, «летательного аппарата с аэростатической разгрузкой».
Что из себя представляет этот дирижабль? По словам Марата Зябина, президента научно-производственного консорциума «Эко-Норд-Аэро, ltd.», он похож на огромную автомобильную камеру, к которой прикреплены плоскости и хвостовое оперение самолета, есть и носовая часть, где располагается экипаж. В центре круга — движительная установка.
На май в Тюмени назначены испытания гибридного-дирижабля с приглашением лиц, которые могут заинтересоваться данной конструкцией. После этого испытания перенесут в Ханты-Мансийский округ.
Участвуют ли окружные организации в финансировании этих работ? Увы, нет, хотя к северному бездорожью, к огромным расстояниям как раз и подходит дирижабль. А тюменские судостроители увидели в этой программе хорошую перспективу. Первое время работали на чистом энтузиазме, только недавно удалось частично профинансировать работу.
Автор идеи создания дирижабля — кандидат технических наук из Тюмени А. Филимонов, стратегию разрабатывал М. Зябин. Eго статья в «Тюменской правде» за 1987 год «Нужен дирижабль» и заставила их познакомиться. На реализацию идеи ушло несколько лет: не было денег, заинтересованных организаций.
Сегодня, похоже, консорциум «Эко-Норд-Аэро, ltd.» становится международным. Уже подключаются Швеция, Норвегия, Финляндия. Недавно представитель консорциума улетел с документами в Японию. Проявляют интерес к дирижаблям англичане и американцы.
По словам М. Зябина, восторга от такой перспективы он не испытывает, но вынужден идти на сотрудничество в силу трудного материального положения.
Интерес зарубежных партнеров понятен. Гибридный дирижабль — это не просто транспортная машина, это технологообразующий аппарат, на базе которого можно создавать новую технику. Вот лишь один пример. На дирижабле можно разместить целый медицинский комплекс для оказания оперативной помощи в любой точке северного округа. Реальностью может стать создание трехпалубного аппарата с каютами, рестораном.
Идеи дирижаблестроения, помимо тюменцев, разрабатывают и москвичи — группа при Академии космонавтики. В их планах — создание «вихрелета»: аппарат поднимается в воздух, используя совершенно новый принцип образования подъемной силы — с помощью микровихря. Так летают шмели, пчелы. Такой «вихре- лет» обещает быть в 100-120 раз экономичнее вертолета.
(По материалам газеты «Новости Югры»)