Жизнь после смерти
Сегодня, 25 января, когда празднуют день ангела все Тани, исполнилось бы 56 лет Владимиру Семеновичу Высоцкому. Человеку, которого убила страна, где он родился, жил и умер, без которой не было ему смысла жить.
Очень кстати здесь будут строки песни Александра Башлачева:
«…Хотелось объяснить — сломали два ребра.
Пытался возразить, но били мастера…
…Хотелось одному — приходится втроем.
Надеялся уснуть — командуют «Подъем!»
Хотелось полететь — приходится ползти.
Пытался доползти — застрял на полпути.
Ворочаюсь в грязи. А если встать, пойти?
За это мне грозит от года до пяти.
Хотелось закричать — приказано молчать.
Попробовал молчать, но могут настучать.
Хотелось озвереть, кусаться и рычать…
Пытался умереть — успели откачать.
Могли и не успеть…Спасибо главврачу
за то, что ничего хотеть я не хочу.
Психически здоров. Отвык и пить, и есть.
Спасибо. Башлачев. Палата номер шесть.»
Так и Высоцкий. На все «выпады» системы против него он отвечал песней. А однажды «озверел»: предстал перед слушателями в образе зафлажкованного волка:
«…Чтобы жизнь улыбалась волкам — не слыхал.
Зря мы любим ее, однолюбы.
А у смерти — красивый, широкий оскал
и здоровые, крепкие зубы…
…Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу.
Отказали глаза. Притупилось чутье.
Где вы, волки, былое лесное зверье?
Где же ты, желтоглазое племя мое?!
Я живу. Но теперь окружают меня
звери, волчьих не знавшие кличей.
Эти псы — отдаленная наша родня,
мы их раньше считали добычей.
Улыбаюсь я волчьей улыбкой врагу,
обнажая гнилые осколки.
Но — на татуированном кровью снегу
тает роспись: мы больше не волки!
Идет охота на волков…»
Цитировать можно бесконечно: песни Высоцкого живут и как стихи. Песни из фильмов переживали сами фильмы, продолжали жить на пластинках, пленках и в человеческой памяти. Немногие помнят фильмы «Вертикаль», «Я родом из детства». А песни «Звезды», «Братские могилы-,»0 друге», «Холода» знают и любят старые и молодые. Песня «Ноль семь» вспоминается, когда пытаешься дозвониться по «междугородке». А кто из вас, люди элегантного возраста, не делал немудренные упражнения под песенку «Утренняя гимнастика»? Помните: «…Общеукрепляющая, утром отрезвляющая, (если жив пока еще!) гимнастика!»…
Не были забыты Высоцким и дети: для них он написал и спел песни к диско-спектаклю «Алиса в стране чудес», который получил вторую жизнь на одноименной пластинке уже после смерти автора песенок.
Были у него, артиста Театра на Таганке, и актерские работы в кино. Но чаще всего он получал «плохие» роли: среди актеров бытовало мнение, что, если играешь «положительную» роль, то, значит, ты и сам хороший. Путали актера с его персонажем, благодаря чему у Высоцкого была «плохая» репутация, резко поднявшаяся после выхода на экран фильма «Место встречи изменить нельзя».
У меня есть «свой» Высоцкий. С которым я познакомилась, когда еще училась в начальной школе и играла в куклы. Я, с целью исследования, крутила все ручки на огромном допотопном магнитофоне. Совершенно случайно включила «воспроизведение» и была потрясена до глубины души. Из динамиков зазвучала песня, сравнимая по красоте и силе разве что с Ниагарским водопадом.
Несправедливо ранняя смерть Поэта до сих пор остается загадкой. Официальная версия: сердечный приступ. Неофициальные: алкоголизм, наркомания, отравлен КГБ … Недавняя «веселая» версия: друзья решили подшутить, и завернули его в ковер, где он задохнулся.
Побойтесь Бога. Дайте покоя хоть «там»!
Почему талантливый человек у нас «официально признается «только после смерти? При жизни — «жизни не дают».
Когда-то Высоцкий написал:
«…Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
на заслуженный, но нежеланный покой…»
***
фото: