X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кто стучится а дверь ко мне? Добрый доктор Айболит

Переход на семейную медицину обойдется недешево, а эффекта дождемся лет через пять. Да и эффект звучит туманно: снижение заболеваемости… Да, семейный врач не поднимет уровень нашей жизни. Не прибавит нам зарплаты, не оденет наших детей, не прочистит канализацию и не искоренит наше пьянство. Значит ли это, что нам он не нужен?..

В тех странах, где медицинская помощь платная, люди предпочитают явиться к врачу с царапиной, чем лечь потом на операцию: дешевле обойдется. Мы же при такой системе вовсе в гроб ляжем — из экономии.

Участковый-диспетчер

Перед кабинетом участкового терапевта — мрачная очередь. Завидев заведующую, одна пациентка встает ей навстречу: «Ирина Ростиславовна, ну можно ли целый час с одним возиться? Все эти компьютеры…»

Компьютеры тут ни при чем, объясняет заведующая. Просто пациенты у врача такие, на которых не хватает отведенных для одного приема пятнадцати минут.

Раньше — и не так давно это было — с любым недомоганием бежали к участковому. Получали больничный и сидели дома с сохранением заработной платы А сейчас лишний раз на бюллетень не выйдешь, сократят: кому ты нужен такой болезный, когда каждая копейка на счету? Вот и ходим, превозмогая боль, до последнего, пока не припрет.

Мы и раньше болели много. А сейчас стали болеть сильно. Резко возросло количество запущенных заболеваний, с трудом поддающихся лечению.

Представляете нагрузку, с которой работает участковый? И его ответственность за правильную диагностику, потому что именно он отправляет пациента к специалисту узкого профиля…

При этом количество посетителей его кабинета не снижается. Значит, страдает качество медицинского обслуживания.

Фактически — участковый терапевт превратился в диспетчера, который разводит больных по кабинетам специалистов: этого — к эндокринологу, этого — к невропатологу, этого -к хирургу, а этого — ко всем сразу.

То, что амбулаторное медицинское обслуживание населения требует качественного улучшения, ясно-понятно. Вопрос -как? Eсть идеи, есть опыт собственный и зарубежный. Одно из решений, на которое уповают сейчас медики,- 237-й приказ Министерства здравоохранения о введении семейной медицины.

Забег на 18 Километров

Поликлиника N 8 — базовая в Центральном районе для внедрения семейной медицины. О проблемах и перспективах мы беседуем с главным врачом Ириной Хакимуллиной.

Поликлиника, расположенная на улице Ватутина, должна охватывать медицинской помощью огромную территорию радиусом в 18 километров(!) -это и Пески, и поселок Нефтяников, и Парфеново… Тут и частный сектор, и густонаселенные новостройки.

Участковый терапевт — это, как правило, женщина. «Зарплата такая маленькая, что не соответствует мужскому достоинству. Зато нагрузка неженская. На ставку прожить нельзя, значит, берем по два участка. Когда мы приходим с работы, мы уже не женщины, не жены, не матери», — комментирует Ирина Ростиславовна.

Участки себя не оправдали, считает главный врач, Надежда на семейных врачей.

Халат с подогревом

Сегодня по новой специальности готовят в нашем мединституте на факультете усовершенствования врачей. Стоимость обучения одного специалиста — один миллион рублей. Поликлиника покупает трех специалистов, и еще трех своих отдает на переобучение.

Первые семейные врачи придут в августе. К этому времени нужно подготовить для них офисы , закупить оборудование. Что-то делается, но все, как всегда, упирается в деньги. Что делать без денег? Вот, например, руководство автоколонны 1228 отдало в аренду поликлинике здание, где можно разместить офисы семейных врачей. Тогда бы стали реальностью медицинский контроль и обслуживание жителей цыганского поселка, Нахаловки. Но здание старое, требует ремонта, не говоря уже о дизайнерских работах, которые предусмотрены и необходимы. Оборудование? Слава Богу, говорит Ирина Ростиславовна, сейчас нет отбоя от поставщиков, были бы деньги. Хакимуллина осенью бы-ла на международном конгрессе по семейной медицине в Санкт-Петербурге, насмотрелась такого, о чем даже мечтать не могли раньше. Например, электронные весы для новорожденных -с подогревом. Медицинские халаты любой расцветки, любого рисунка, и ткань такая, не то что у нас, которую нужно каждый раз крахмалить, а иначе она вида никакого не имеет, да и то рассыпается.

Ну, халаты и весы с подогревом, допустим, в нашем экономическом положении — непозволительная роскошь. Но есть такие приборы и инструменты, без которых не обойтись семейному врачу. И его пациентам тоже не обойтись. Аппараты для физиопроцедур: чтобы не бегать для прогревания в поликлинику за тридевять земель и обратно, да по морозу. Эхотомоскоп — прибор, позволяющий в «полевых условиях» определить, необходимо ли больному более глубокое ультразвуковое исследование. Лорэкспресс. Анализатор иммунодефицита… Для этого всего нужны деньги.

Кроме того, зарплата. Подвижничество и массовый героизм, основанный на клятве Гиппократа , — хорошо, но разумно ли оставлять их без оплаты?

К счастью (?!), штат этой поликлиники не полностью укомплектован (далеко от центра, зарплата, как везде, маленькая). Это позволяет выделить несколько свободных ставок для семейных врачей. А в других поликлиниках как быть?

Власти города и района должны принять программу перехода на семейную медицину, считает Ирина Ростиславовна. И дать деньги. Наши же с вами деньги.

Работа адова

Как представляется работа семейного врача? Первым делом он обходит свой дом (район), который будет обслуживать. Ходит по квартирам, знакомится, объясняет, запоминает и уже, поскольку профессионал, прикидывает, чем ему придется заниматься.

У специалиста глаз наметанный. Одна знакомая, эндокринолог, рассказывает, что иногда ей очень хочется сказать незнакомому человеку в автобусе или в магазине: «Обратитесь к врачу! У вас же зоб…» Или: «У вас со щитовидкой все в порядке? Рекомендую провериться…»

Семья. С точки зрения логики, в медобслуживании логики нет. Папа наблюдается в цеховом медпункте, мама — в районной поликлинике, ребенок — в детской, бабушка — в спецполиклинике для инвалидов войны. То есть врач у каждого свой. И один и тот же участок поделен между тремя медицинскими учреждениями: район поликлиникой, детской поликлиникой и женской консультацией.

Противники семейного врачевания, а это в основном педиатры и акушеры-гинекологи, опасаются, что семейные врачи будут есть их хлеб.

«Это не так, — объясняет Ирина Хакимуллина. — Семейный врач будет ближе к семье и ее проблемам, сможет рано выявлять заболевания, возьмет на себя часть патронажной работы, станет контролировать питание, поможет планированию семьи. Он не заменит узких специалистов, но существенно поможет и облегчит их работу. Ведь с нетяжелыми заболеваниями он сможет справиться сам, и на прием к «лору» не будет очереди из сопливых граждан с обострением хронического тонзиллита, которое может вылечить и семейный доктор в своем физиокабинете!

Введение компьютеров в медицинскую практику 8-й поликлиники позволило освободить медсестер от секретарской работы. Измерить давление, снять электрокардиограмму, забрать кровь на анализ у больного дома, сделать массаж и другие процедуры — с этим прекрасно справится грамотная, квалифицированная медсестра, первый помощник семейного врача.

А поликлиника в перспективе станет диагностическим и консультационным центром.

Ну а семейный врач? Eму придется работать не только не меньше, но даже больше участкового. «Можно ли столько забот наваливать на плечи вчерашних студентов? — спрашиваю Ирину Ростиславовну. «Лучше поставить задачу шире, а потом ее сузить, чем наоборот», — отвечает Хакимуллина. «А не жалко вам их?» — «Нет. Мне бабку больную жалко, которая предпочтет дома помирать, чем ползти в поликлинику»…

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта