X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вымогать деньги у государства — пустой номер!

Хроника раскрытого преступления

Группа, угрожавшая Тюмени взрывами в людных местах и больше недели державшая в напряжении власти полумиллионного города, арестована в субботу в 12 часов дня.

Оказывается, «мальчик был», хотя известный в Тюмени журналист, скрывающийся за псевдонимом «Кузлон Хартли», уверял в газете «Тюменские ведомости», что «во время выборов Eльцина его тоже окружали террористы. Одни топили, другие сбивали самолет, третьи стреляли из духовки, четвертые метались по крышам с динамитом. Выборы прошли успешно. Даст бог, террористы помогут и нынешним кандидатам».

Скупой рассказ, который я предлагаю читателям, сложился из собственных наблюдений, из рассказов непосредственных участников событий и руководителей правоохранительных органов. Конечно, кое-какие детали, как говорится, в интересах следствия, я должен опустить, а кое-какие и вовсе утаить. Как сказал Юрий Коновалов, начальник УВД Тюмени, не нужно, чтобы следующие террористы слишком много знали о том, что мы можем.

— Но то, что вы — можете, они должны знать?

— Это конечно.

Итак, в прошлый раз мы остановились на предположении, что попытка «потрясти городские власти», возможно, как-то связана с предстоящими выборами. Тем более что в середине недели вымогатели почему-то не давали о себе знать. Зато в среду прозвучали две угрозы — «взорвать детский садик №13» — в 16.00. Позвонили прямо в садик, милиция приехала, все перетрясла — пусто. Чуть позднее на 02 — еще один звонок. Я слышал эту запись. Голос пожилой женщины — «Пятый корпус ТГУ заминирован». «Что? Что?» — переспрашивает оператор. Но в трубке — гудки. Снова поиски, снова — пустышка. Выяснили, что звонили… с вахты этого самого корпуса, какая-то женщина попросила у вахтера разрешения позвонить, а когда он отошел, набрала 02…

И пришла пятница. Около часа дня зазвонил телефон городской администрации, который, как выяснилось позднее, вымогатели узнали из объявления в газете, приглашавшего горожан на «прямую линию» с мэром. Из того же объявления они узнали имя и отчество Киричука, Поскольку сами были не местными, приехали в Тюмень из ближайшего к нашему городу района соседней Свердловской области.

Мэр уехал на предвыборную встречу, и переговоры вел один из его заместителей.

Спросили о деньгах. Уточнили, что «передача должна состояться сегодня». Потребовали, чтобы деньги на то место, которое будет указано позднее, привезла в машине сотрудница администрации. Одна, без сопровождающих. Зам сказал, что женщину одну он не отпустит. После некоторых препирательств вымогатели согласились, что «пусть будет сопровождающий, но на заднем сидении».

«Готовы ли деньги?». «Приготовлены», — ответил зам. — «Но поскольку вы не звонили несколько дней, мы их сдали в банк. За ними уже поехали».

Террористы, будем их пока называть так, спросили номер машины («Чтоб были обязательно «Жигули»!»), фамилию сотрудницы мэрии, которая должна привезти деньги, сказали, что позвонят между пятью и восемью часами вечера и бросили трубку. (В этой истории выяснилось, что связь в городе работает отвратительно, на то, чтобы установить номер телефона-автомата, уходило слишком много времени). Зато вскоре раздался звонок в отделе, где работала названная заместителем сотрудница. Проверяли: есть л и такая…

Пока чувствовалась подготовка: вымогатели называли четкие условия передачи денег: женщины в условленном месте и опустить деньги в картонную коробку, стоящую на дороге. Причем не все сразу, а по одной лачке…

Очередной звонок раздался в 19.37.

— Мы ждем вас без пятнадцати восемь около дома по ул. Комсомольской, 43. Там будет мужчина в красном пуховике, ему надо передать деньги.

До обозначенного срока оставалось всего восемь минут…

Поскольку меня просили не раскрывать деталей, дальше я буду просто фантазировать. Представьте себе, что за восемь минут необходимо было не только отправить по указанному адресу машину с деньгами, но и «прикрыть» район, чтобы исключить возможность, что вымогатели возьмут деньги и спокойно скроются в темноте. Представьте себе, как мчался «Жигуль» к месту встречи, которое изменить нельзя, около почтового отделения №2. Рядом стройка, влево частные дома, справа разрытая траншея, дальше — громадный дом с аркой, откуда выход на все четыре стороны.

Что было? «Пуховик» был. Но передача денег не состоялась. По одной версии, вымогатель и не собирался сейчас брать деньги, а хотел лишь проверить, все ли «чисто». По другой — он не дождался машины, потому что… торопился. А куда торопился, станет ясно позднее.

Одно абсолютно точно: с этого момента каждый шаг преступников (пардон, до суда они — не преступники!) был под контролем. В том числе под контролем был и маршрут «пуховика» до вокзала, откуда в это время отходила электричка в сторону Eкатеринбурга.

Думаю, что они торопились именно поэтому. Что весь расчет был нацелен на электричку.

Однако, потолкавшись на перроне среди отъезжающих, они вернулись в город. Было ясно, что надо ждать утра. Именно ждать. Думаю, что не было смысла врываться в квартиру, где ночевали уральские «друзья», поскольку никто не знал, что там у них имеется…

…Суббота. В 10 утра я вошел в приемную администрации, там было довольно людно для выходного дня. Кроме хорошо знакомых лиц, были и два незнакомца в штатском. У одного из-под спортивной фуфайки выглядывала желто-кожаная кобура. Другой, пройдя по комнате, обнаружил вороненую рукоять пистолета за отворотом пиджака. Хорошо знакомый телефон секретаря был украшен резиновой присоской-прослушкой. Провод вел от телефона куда-то под стол, видимо, к магнитофону. Атмосфера была какая-то нервно-улыбчивая, разумеется, для штатских, «Ждем звонка», — кивнул на телефон заместитель мэра.

Через два часа я позвонил в приемную. Сказал, что меня записывать не надо. «А записывать и нечем», — сказала Надежда Ивановна,- все ушли». Я понял, что гостей «взяли».

Так оно и получилось. Eдва вымогатели отошли от подъезда (они шли к телефону-автомату звонить), как были приняты в объятия тюменскими специалистами.

Итак, как сказано в заголовке, вымогать что-либо у государства — пустой номер.

«Нормально!» — оценил работу своих служб генерал Вениамин Башарин, которому я позвонил сразу же.

А другой генерал, из Федеральной службы контрразведки, Анатолий Антипин, сказал: «К любым угрозам надо относиться серьезно».

Итак, следствие началось. Задержанные начали давать показания.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта