X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Она не верит до сих пор, что стала чемпионкой Олимпийских игр…

Сняв лыжные шапочки и яркие гоночные комбинезоны, эти молодые женщины преображаются неузнаваемо… Вот и сейчас к нам вышла почти незнакомка с изящной короткой стрижкой, в белой блузке, на которую было наброшено белое пальто от Юдашкина с олимпийской символикой на рукаве.

В Тюменском сельскохозяйственном институте — встреча со студенткой экономического факультета, олимпийской чемпионкой Луизой Носковой. Первым ее поздравил ректор Игорь Комиссаров, вручил Луизе цветы(замечательным образом подгадавшие и к Международному женскому дню) и на правах «старшего по званию» стал ведущим быстротечной пресс-конференции. Быстротечной потому, что в этот день, 2 марта, Луиза улетала домой, в Лабытнанги — к маме, к папе, к двухлетнему сынишке, которого зовут Женя.

Расспрашивали ее много и с искренним любопытством, в котором звучало восхищение: это ж надо суметь после стольких травм вернуться на лыжню и стрельбище, выдержать «сумасшедший объем работы» (определение ее тренера Леонида Гурьева), все- таки попасть в состав олимпийской команды и после двух малоудачных гонок поразительно собраться к третьей, последней и самой драматичной!

Это ж надо суметь — принять эстафету с, казалось бы, безнадежным отставанием от главных соперниц в 1 минуту и 11 секунд, а передать своей подруге по команде Анфисе Резцовой с подавляющим, поистине «золотым» преимуществом! Это ж надо суметь — не совладав с волнением в предыдущей, спринтерской, гонке и нахватав штрафных кругов за промахи на стрельбище, совершенно преобразиться в стремительные минуты эстафеты-лотереи, быть великолепно невозмутимой и расстреливать мишени, как будто до них можно дотянуться рукой…

«Непредсказуемая», — так сказал о Луизе ее тренер Леонид Гурьев. Человек, знающий ее девять лет. Половший вместе с нею грядки в совхозе «Луговской» (было и такое!), а после этой «разминки» на плантациях начинавший очередную тренировку — в пору, когда женский биатлон был еще не олимпийским видом спорта и, попросту говоря, не финансировался, и перспективы были, что называется, весьма туманными… Но они — Гурьев и Черепанова (тогда мы знали Луизу под этой фамилией) — спокойно и скромно делали свое дело с непоколебимой верой, что — как на хорошо прополотой грядке — это даст, рано или поздно, свои добрые плоды.

И точно: древо их общего, фантастического в своей реальности, успеха пышно расцвело на белых снегах Лиллехаммера. Время сажать и время собирать плоды… Возможно, я выражаюсь сейчас несколько «кучеряво», но прошу понять эмоции журналиста, знающего Луизу несколько лет — и тоже приятно удивленного тем, что ей удалось на Олимпиаде.

Вернусь к встрече. Вопросы, ответы и снова вопросы… Да, самое трудное было у нее в прошлом году. Сложный осколочный перелом лодыжки. Три месяца в гипсе. Постылые костыли, которые так хочется отбросить до срока — но нельзя, и, увы, к костылям привыкаешь, как к лыжным палкам… Совсем немного времени до Белой Олимпиады, какие-то полгода, и они с Гурьевым начинают бесконечную череду тренировок — по первости с понятной осторожностью, затем все больше и смелее… А время идет. И наступает февраль. Радостный и изнурительный одновременно. Она — в олимпийской команде, но что ее ждет на лыжне — темный лес, неизвестность, от которой хочется поскорее избавиться, приблизить день гонки («вот когда узнаю, на что способна!») — а он, день волнующего старта, никак не может наступить раньше положенного.

Трудная, трудная трасса Лиллехаммера… Обычно на биатлонных состязаниях лыжня перед стрельбищем несется под горку (или/на худой конец, по равнине) -и, после отдыха на спуске, стреляется легче и надежнее. Здесь было иначе, непривычнее: дорога в подъем, и потом сразу к огневому рубежу. К этому просто нужно было привыкнуть — и привыкнуть сразу не удалось. Но в день эстафеты…

Все счастливо совпало (почему-то, написав «счастливо совпало», я представил себе винтовочную обойму, где каждый патрон плотно и точно прилегает к другому в классической простоте, предшествующей меткому выстрелу). И еще одно обстоятельство было очень кстати, став этаким «дополнительным патроном». О нем сказал тоже Гурьев и тоже с лаконичностью человека, знающего цену словам, как снайпер — пулям: «Она — командный боец. Когда ее ставят в команду, она преображается, она словно расправляет плечи…».

Между прочим (весьма примечательная деталь!) со своими 163 см Луиза оказалась самой высокой в женской биатлонной сборной России. Хрупкая, изящная, она мчалась в той, последней, гонке, не чувствуя за плечами (враки, чувствуя, да еще как!) пятикилограммовую винтовку, которая с каждым шагом прибавляла в весе — боевое оружие и тяжкий крест биатлонистки. Ах, сколько упорства, сколько невидимой силы несут в себе наши маленькие женщины, обнаруживая их в себе столь удивительным образом и в столь подходящие для этого моменты!

Репортер «Тюменского курьера» (представлявший на этой встрече журналистскую братию, увы, в единственном числе) несколько наивно спросил олимпийскую чемпионку о развлечениях Лиллехаммера. Телевизор в номере — вот и все развлечения. Просто было совсем не до них! Все мысли — о гонках. Хотя все же удалось посмотреть этот сказочно спортивный город и всего разочек посидеть на трибуне хоккейного стадиона, когда наши играли с австрийцами.

Зато после их блестящей эстафеты — сплошные события. В «Русском доме» Лиллехаммера олимпийским чемпионам и чемпионкам вручили — впервые! — новенькие удостоверения заслуженных мастеров спорта России. То, что под номером 1, получила лыжная королева ‘Олимпиады Любовь Eгорова из Санкт-Петербурга. Удостоверение под номером 18 отныне и навсегда принадлежит Луизе Носковой из Тюмени. Заслужила!

Как заслужила и подаренные ей «Жигули» (хотя ей на лыжах привычнее), и положенную за победу на Олимпиаде премию в СКВ, и, возможно, более комфортабельную квартиру… Мы просто обязаны беречь и лелеять своих чемпионов. Страна. Область. Город… Хорошо сказал об этом там же, на встрече в институте, заместитель председателя облспорткомитета Михаил Либерман: «Теперь это исторический факт — золотая олимпийская медаль. Впервые представительница нашей области на Белой Олимпиаде — и она чемпионка». Да еще, добавим, в юбилейный для области год. Как по заказу. Или просто хорошее совпадение разных событий — можно и так сказать…

Печатаю эти строки на дисплее компьютера, когда самолет Луизы уже, судя по часам, поднялся в небо. Сейчас — домой! И, когда вы будете читать репортаж, маленький Женька почти наверняка будет играть золотой медалью своей мамы, по которой так соскучился. По маме, конечно. Но маме придется снова уехать — впереди еще два этапа Кубка мира, и, предполагаю, она выйдет на лыжню с неким новым чувством. Чувством человека, который уверен в себе и знает, чего он стоит.

…Только на один вопрос она не смогла дать ответ. Когда один из болельщицкого племени спросил, не отправят ли в отставку Виктора Тихонова после неудачи хоккейной сборной. Посмеялись, впрочем, все вместе.

На снимках: встреча олимпийской чемпионки Луизы Носковой в тюменском аэропорту «Рощино» и чествование ее в тюменском облспорткомитете.

ФОТО СEРГEЯ РУСАНОВА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта