Во Франции, в Голландии есть Госплан
Важные решения у нас порой базируются на недостоверных исходных данных
Информационно мы все еще отрезаны от остального мира. Картина жизни за рубежом подается россиянам настолько искаженной, что на ее основе трудно делать правильные выводы и принимать адекватные решения. Например, мы мало знаем о том, как мировое сообщество использует наш многострадальный опыт, совершенствует наши достижения и избегает наших ошибок.
В частности, во всех западных странах существует экономическое планирование народного хозяйства. Во Франции, в Голландии соответствующее учреждение так, кстати, и называется: Госплан. У нас этот факт скрывали, чтобы, не дай Бог, у кого-нибудь не возникла крамольная мысль б сходстве социальных систем. А на Западе тоже не рекламировали этот факт, видимо, чтобы никто не подумал, будто у России можно научиться чему-нибудь путному. И так во всем. О передергивании цифр — разговор особый.
Академик — директор головного экономического института — пишет, что государственный сектор во Франции составляет 20 процентов. На самом деле правительство французских социалистов подняло десять лет назад эту цифру до 42 процентов, потом вынуждено было опустить ее до 39, а недавно на несколько процентов снова подняло. Хрестоматийным стало дезавуирование Нобелевским лауреатом по экономике В. В. Леонтьевым утверждения некоторых наших экономистов и журналистов-аграрников о том, что большая часть сельскохозяйственной продукции в США производится мелкими фермерскими хозяйствами. Наоборот, по Леонтьеву, более 90 процентов ее дают огромные фабрики зерна и мяса, где рабочие трудятся по найму, как на автомобильных заводах.
Страшно и чудовищно, что повернутая на 180 градусов от истины ложная информация порой кладется в основу правительственных программ у нас.
Вот один из примеров. Все наши газеты буквально набиты описаниями прелестей платной медицины в Eвропе. «Надо срочно сделать, как у них там!» Но вот в январско-февральском 1993 года журнале «Eвропа» (орган Eвропейского сообщества) читаем: «В Дании, как и в бывшем СССР, почти все услуги по социальному обеспечению, включая медицинское обслуживание, бесплатны. Государство заботится о своих гражданах буквально с колыбели до могилы и гарантирует им минимальный доход, крайне , высокий по любым меркам». Оказывается, и в.других, так называемых цивилизованных, странах медицина бесплатна для большинства населения. А нам радикальные реформаторы предлагают переходить на платную.
Аналогичные заблуждения постигли наших соотечественников и относительно других сфер западной цивилизации. Сведущим же, к примеру, доподлинно известно, что в Соединенных Штатах государство, по существу, содержит фундаментальную науку и значительную долю прикладной, поддерживает высшее образование, дает субсидии сельскому хозяйству — без этого названные отрасли давно бы исчезли. Иными словами, общество перераспределяет созданные ценности в громадных объемах на основе принципов практической целесообразности, идей социальной справедливости. И оно, кстати, не думает отказываться от этой практики.
Как это ни странно, у нас совершенно замалчивается и игнорируется факт активизации во всем мире процесса перехода предприятий в собственность работников. А ведь в Испании, к примеру, такой собственности уже одна треть, в Штатах — 10 процентов. Но важна и скорость этого движения — 15 лет назад ее практически не было. При такой форме собственности достигается самое большое ускорение роста производительности труда, повышается качество продукции.
Словом, обращаясь к западному опыту, что нынче очень популярно, следует изучать его во всей полноте, а не зацикливаться лишь на тех его гранях, которые являют собой отличительные особенности нашей отечественной практики. Тогда и свое достояние будем ценить больше. Тогда и практические выводы, и перспективные решения будут основываться на достоверной информационной базе. Ответственность за формирование такого подхода, считаю, несет экономическая наука.
Наша справка.
Абрамов Юрий Андреевич — доцент МГТУ имени Н. Э. Баумана.