X

…Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

(К римлянам. 10,10)

Вот ведь как бывает — лишь узкая улица Семакова (до 1922 г. называлась Подаруевской) отделяет Знаменский храм от нашего университета. Теперь можно бить в колокола. Дело благое, ибо колокольный звон не только зовет к очищению души, подумать о вечном. Он еще (с точки зрения физической) воздух очищает, озонирует, воздействует на болезнетворную микрофлору.

Часть окон университетских аудиторий выходит на храм. Вольно или невольно, но обратишь внимание на приметы другой жизни, самих прихожан. Нет, не тех, кто спешит к Господу со своим «меркантильным» интересом, отдает дань новым модам и настроениям. Я о других. О тех, кто уже прошел свою половину пути и готов воссоединиться с общиной храма, поверив сердцем и душой, или уже давно в общине.

Вот неспешно обходит церковь довольно большая группа дошколят. Впереди — две женщины. Одна — явно воспитатель, судя по тому, как она одергивает шалунов. Вторая, не суетясь, без всякого дурного экскурсионного пафоса рассказывает о внешних иконах Знаменской, о библейских сюжетах, с ними связанных.

Уже потом в недавно переданном общине здании церкви архистратига Михаила в беседе с Владимиром Петровым, не так давно и на очень приличном уровне закончившим исторический факультет нашего университета, я узнал, что «экскурсоводом» была библиотекарь воскресной школы при храме Нина Григорьевна С. (по ряду причин фамилию пока называть нельзя).

Володя вспомнил и рассказал о многих «учениках» этой школы. Кавычки уместны хотя бы потому, что нередкий гость ее — 80-летняя бывшая учительница из Каменки. А еще — молодые и старые лица, среднее поколение и, конечно же, дети. Особая ипостась, своеобразный скол всех уровней и слоев тюменской городской жизни, нашего местного общества.

Нет над ними протокольной длани, против фамилий не ставятся учетные закорючки. Когда сто, когда двести человек, когда больше, когда меньше вслушиваются здесь в душеполезные беседы. Их ведут настоятель Знаменского храма о. Валерий, священнослужитель о.Николай. Излагается не просто учение о православной вере, принципы церковной жизни. Сами слушатели говорят о том, что они заново открывают себя, обретают терпкий и чистый Голос возвышенного, ведущий их, показывающий истинную и простую любовь — жизнь.

Я понимаю, что наш недавний общий режим особо отличился в вопиющем разладе прокламируемых идеалов со многими гнусностями действительности. В моральном плане он растлил и разложил массу душ,- посеял зловещие семена отчуждения между людьми. Сам образ жизни делал нас несчастными даже на последней территории нашего общежития — семейной. Надолго отвращен теперь массовый россиянин от коллективистских форм общения, клубного дружества, собраний.

Уж куда как привлекательна программа республиканской, к примеру, партии РФ. Все есть — свобода, демократия, воссоздание духовности, путь к новой экономике. Но не идет народ. В частной беседе В. Кружинов заметил, что активных сторонников у него — не более 20.

А вот в дом на Спасской улице (пока Ленина) люди идут. Я не собираюсь лишний раз дилетантски и поверхностно писать о нашем пути к вере, о местной церковной жизни. Мне интересна и значительна внутренняя жизнь прихожан, ее культурнические контуры — вне таинств службы и церковных праздников, особых отношений верующих на своих уровнях, следование канонам.

Я понимаю, что все 2 тысячи томов духовной литературы, любовно пестуемых Ниной Григорьевной, по-настоящему нужны открытому и честному диалогу человека с Ним. Но за людьми — свобода воли, духовного распоряжения самими собой. В такие трудные времена обрести сознание дружества, любить и открывать красоту всего, что составляет Мир Божий.

Не зову, не агитирую — не имею права. Это каждый решает сам. Но свидетельствую — прихожане Знаменского обрели и особую культурную жизнь. И не надо дурацкой иронии, с которой понимаются сейчас многими слова художника «блажен, кто верует, тепло ему на свете». Понимаете, у них появился действительно Дом, новая семья. Не верите — попросите разрешения. Поднимитесь в класс, где занимается детская художественная студия при храме.

Грешен, я и сам думал, что обязательно увижу рисунки на библейские сюжеты, росписи храмов, варианты икон. Да, увидел. Обрадовался их спокойному, ровному, умиротворенному духовному излучению. Призыву к очищению. Да, все это занимает важное место в работах юных художников Ольги Большаковой, Риты Ивановой, их друзей.

Но еще я увидел, что духовно- религиозные мотивы естественно и проникновенно пересекаются с очищенными от грязи бытия блещущими всеми радостными и благодарными красками земной жизни, ее природой, реками и птицами, гармонией красивых деревянных уголков Тюмени с возвышающимися храмами, народными праздниками.

Рядом — свидетельство того, как в новом юном поколении восстанавливается историческая память, свой тюменский путь. Это художнически решенные фигурные планы нашего города, сама детски понятая глубина наших четырех столетий. А за спиной руководителя студии Ксении Сечко своеобразный «ковер», на нем мягкие игрушки — одним словом, целый космос жизни, приметы ее Благодати…

Идем и говорим с Владимиром Петровым. С ним случай особый. Пока еще редкий. Хотя довольно распространенный, особенно в начале века, в среде российской интеллигенции. Сейчас он здесь, в общине. Не спрашиваю, как, почему, зачем. Чувствую нравственную силу его решения, его уверенность, его правду.

Спрашиваю о том, как коротко сказать о мирской, культурнической связи этих людей с просветленными лицами, приходящих в воскресную школу. Может, ответ вас и не удивит. Может, и я не смог передать все оттенки. Может, такое смутное время сейчас. Но не у них. У них души согрелись, и обрели они то душевное спокойствие, когда их вера помогает им становиться братьями, добрыми людьми именно на этом свете.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта