X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Просто, как три рубля. Старыми

Можно не быть очень большим пророком, чтобы предположить, что проблема «область — округа» приобретает какие-то новью оттенки.

В этом плане представляет значительный интерес наблюдать, как весьма взрослые и умудренные политическим и экономическим опытом люди, главы администраций, члены Совета Федерации ведут себя, как азартные подростки. Так и слышится их внутреннее бормотание: ты — так, а я — так! Я — так, а ты — так?

Конечно, всей этой борьбе самолюбий, как и прежде, придается вполне взрослый антураж — экономическая самостоятельность территории, забота о населении, проблема коренных жителей…

Вчера состоялась пресс-конференция главы администрации Ямало-Ненецкого округа Юрия Неелова. Человек здравый, работавший во всех трех частях территории. Что ему, казалось бы, риторика, в которой поднаторели «отцы ямальского суверенитета»?

Юрий Васильевич представлял журналистам подписанное дней десять назад соглашение двух субъектов Федерации, двух автономных округов. Я читал отчет о такой же пресс-конференции в Ханты-Мансийске, где выступали Александр Филипенко и Юрий Неелов, но ни тогда, ни сейчас не понял: что же подтолкнуло к подписанию соглашения именно сейчас?

Трудно также составить впечатление о назначении документа.

Александр Филипенко сказал что значение соглашения — принципиальное. Юрий Неелов заявил, что это «акт большого политического звучания, это первый шаг к интеграции субъектов Федерации». (Это цитаты из ханты-мансийского отчета).

А что это значит? Что в скором времени предстоит интеграция, т.е. объединение всего Севера Тюменской области в одну территорию?

Юрий Васильевич не преминул отпустить шпильку в адрес своего бывшего шефа, сказав, чго тот-де гордится, что привез из Москвы 45 миллиардов рублей субвенций, а он, Неелов, только на днях росчерком пера поручил выплатить 60 миллиардов…

С разных сторон подходили журналисты, пытаясь выяснить, почему под соглашением двух субъектов нет подписи субъекта третьего — Тюменской области. Г-н Неелов долго рассказывал об отрицательном и (по его мнению) неправильном отношении г-на Рокецкого к соглашению, уверял, что Леонид Юлианович знал о намерении подписать сей документ, но почему-то в Ханты-Мансийск не приехал. «Мы созрели с Филипенко и — подписали», — сказал Юрий Васильевич. И только когда вопрос был поставлен совсем уж прямо, выяснилось, что официального приглашения губернатор в Ханты-Мансийск не получил.

Доказывая будущие достоинства соглашения, Юрий Неелов почему-то оперировал фактами из настоящего. Говорил о связях с четырьмя сельскими районами Юга, о строительстве жилья в Тюмени, клялся в верности единству области и тут же уверял, что ямальцы, оценив собственную экономическую самостоятельность, свою свободу «дешево не продадут».

Логика, к сожалению, прихрамывала. С одной стороны, Юрий Васильевич убеждал, что связи Севера и Юга висят как бы на ниточках эмоций, воспоминаний о детстве, о студенческих годах. А с другой, выкладывал факт за фактом о тесных экономических связях. О том, как он отправляет своих сотрудников не искать за морской телушки, а пошарить по тюменским базам, заваленным товарами…

Словом, риторика, риторика и еще раз риторика. Правда, кое кто из моих коллег по этой пресс конференции поспешил заверить доброжелательного хозяина, что он «убедил всех». Позволю себе с этим не согласиться и предложить абсолютно простую версию.

Вот уже сто дней глава администрации Ямало-Ненецкого округа отбивается от обвинений в том, что приехал на Ямал, чтобы подчинить эту богатейшую газовую провинцию жадному до чужого добра Югу. И меня не покидает мысль, что он принимает эти обвинения слишком всерьез и слишком всерьез борется с представлением о себе как о ставленнике областной администрации. Отсюда и ревностность, какой никогда не позволяет себе Александр Филипенко, например.

Eсли принять за основу старую формулу «после чего — вследствие чего», то разгадка «нового политического соглашения» проста как три рубля. Мы можем заметить, что соглашение округов подписано вскоре после поездки губернатора Рокецкого в Германию в составе официальной делегации президента Бориса Eльцина. Затем был указ о Тюменской области. Затем — уже упомянутые субвенции.

Так что соглашение — ответный шаг. (Ты — так, я — так!). Оно косвенно свидетельствует об укреплении областной, тюменской, позиции. Прежде округа были в состоянии противостоять областному руководству в одиночку. Теперь им потребовался для той же цели — союз, который, по словам газеты «Новости Югры», опубликовавшей отчет с первой пресс-конференции, «стоит многого — нефть, газ, которые добываются в сибирской провинции, по-прежнему остаются главными источниками, поддерживающими деятельность российской экономики».

Правда, не могу не думать о том, что сражается д этих чернильных битвах — чиновничество. А гражданам территории достается все та же роль — бессловесных статистов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта