X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Раскулаченный

Зашел я как-то к приятелю в архив. Он занят «делами давно минувших дней» — систематизирует документы 30-х годов. На столе дремлют пухлые папки. Чьи судьбы скрыты здесь? Раскрываю наугад одну и наталкиваюсь на листок грубой бумаги, исписанный корявым почерком человека, как видно, с трудом одолевшего грамоту:

«Торговый лист. 1933г. Марта дня… на имущество принадлежащее «индидуалу» (сохраняю орфографию — Л.Т.) Ведрова Петра Васильевича. Торги производил пред.с/совета».

Дальше — таблица, где по порядку следуют графы: наименование вещей, количество, цена, продажная цена, подписи тех, кто приобрел. Читаю: ковер, один, десять рублей, продан за 33. (Видимо, происходило нечто вроде аукциона?). «Дожжэвик». Один. Три рубля. Продан за 5.50. Кальсоны. 6 штук. Рубаха детская. Три рубля пять копеек…(Дом за двести пятьдесят рэ отошел совхозу).

Не стал я дальше читать эту бумагу. Просто представил, что пришли ко мне люди, живущие рядом, и начали состязаться на аукционе, кому достанется рубашка моего сынишки… Бред какой-то. Нет, эти документы лучше не брать в руки, чтобы лишний раз не тревожить воображения картинами прошлого. Живы ли Ведров и те люди, чьи выцветшие подписи стоят на торговом листе? Что произошло потом с этим человеком и его домом, который совхоз купил за 250 рублей? Кто сейчас об этом вспомнит?

— А вспоминать придется, — говорит заведующий отделом областного архива Игорь Eрмаков — Придется, потому что люди посылают запросы с просьбой реабилитировать своих раскулаченных отцов и дедов. Мы просто обязаны восстанавливать историческую справедливость. Таких документов у нас много. С 1 января до 1 апреля наш архив ответил на 250 запросов. С 1 апреля по сей день (27мая. — Л.Т.) уже 110 запросов. Приходят не только внуки и дети раскулаченных «лишенцев». Приходят сами «кулаки». Один старик 1901 года рождения мне так с порога и объявил: «Здравствуйте, Я — кулак». И какие судьбы! Это еще предстоит осмыслить. Но работы! (Игорь Иванович показывает свой рабочий стол, буквально заваленный бумагами).

Что ж, дело доброе. Внукам Петра Васильевича Ведрова (если живы), наверное, станет чуточку легче от мысли, что ничего преступного их раскулаченный дед не совершал. Просто такие времена были.

А какие, собственно, времена? И что такое время? Талмуд утверждает, что оно стоит на месте — проходим мы. Ведаем ли, что творим сейчас? Все ли совершаем в согласии с совестью? Сегодняшние власти пограмотнее и в словах «индивидуал» и «дождевик» не ошибутся. Но мудрее ли современные политические доктрины? От коллективизации к приватизации… Колебания исторического маятника с периодическим возвратом на исходные позиции… Не будут ли и наши потомки изучать, в недоумении покачивая головами, то, что пока архивом не стало? Не знаю…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта