X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Корабль Думы едва не напоролся на риф,обозначенным, кстати, на всех старых картах

Вы угадали — этим рифом оказался вопрос о ямальском и хантыйском суверенитете.

Но, по порядку, о третьем заседании областной Думы, которое состоялось вчера.

Приняли с места довольно резво, и первый час заседание шло с большим опережением графика. Попытка Павла Плавника (он вместе с Александром Черепановым впервые принимал участие в работе Думы, после дополнительных выборов 18 мая) исключить из повестки ряд вопросов (О государственной поддержке печати, о налоговых льготах казачеству и Тобольско-Тюменской епархии) успеха не имела. Трудно говорить наперед, но, видимо, сегодня Думе предстоит взять на свои плечи оставшуюся без покровителя газету «Тюменские известия» и киножурнал «Тюменская область». Депутаты с этой ношей, кажется, согласны. Надо сохранять единое информационное пространство, сказал заместитель председателя Думы Владимир Третьяков.

В ходе обсуждения повестки, как бы пробуя прочность, скрещиваются клинки мнений. Осваивается лексика. Достаточно было Сергею Шерегову обронить слово «ляпсус», как принявший его на свой счет Владимир Юдин вспыхнул: «Я бы попросил выбирать выражения!»… Идет притирка, идет.

Притираются депутаты друг к другу. Притирается Дума к администрации, сердится, что губернатор уехал в загранкомандировку, а должен был присутствовать «на вопросе». Администрация, отвыкшая за полгода от депутатского вольного многоголосья, тоже за словом в карман не лезет. Николай Барышников все чаще чувствует себя словно в родном Ханты-Мансийске, шутит, иногда удачно, иногда нет, взывает к тишине и старается блюсти дисциплину. Нормальная парламентская жизнь…

Я вспоминаю прогнозы многих наблюдателей относительно карманности Думы. И теперь вижу -это вряд ли!

Обсуждают проблемы нефтегазового и перерабатывающего комплекса. Судя по всему, заготовленный документ сыроват. «В рабочем порядке подформулируем», — предлагает «инициатор» Барышников. Киричук не соглашается: многие пункты предложений ни о чем не говорят. «Определенные успехи на определенном этапе некоторых недостатков», — иронизирует он и ставит в пример подготовленные недавно предложения по вытаскиванию из трясины машиностроительного комплекса области.

Валерий Бугаев: «Я не понимаю спокойного тона обсуждения. Важнее вопроса нет! Дайте финансовую информацию в целом по области…»

Документ не прошел. Отложен на доработку.

Листалась повестка дня, и все выше взлетали пенные брызги, обозначающие тот старый трехголовый риф, о который едва не раскололся прежний Совет. Этот риф — три субъекта Федерации, которые по-прежнему топчутся на одной территории и очень строго блюдут свои права и приоритеты.

Обсуждается «Положение о порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области».

Сперва юристы администрации и Думы по-буквоедски препирались, чтобы очередной параграф не позволил Думе откусить полномочий администрации. А тем временем заместитель председателя Ханты-Мансийской окружной Думы Петр Волостригов, казалось, только и ловил момент, когда областники, половина которых, кстати, его же земляки, попытаются наступить на окружной суверенитет.

— Как? — возмутился он. — Областная Дума будет мне предписывать?

(Речь шла об одном из пунктов положения, по которому «нормативные правовые акты области… обязательны для применения на всей территории области»).

— Надо дописать: за исключением территории автономных округов.

Ну, подумал я, приплыли. Все опять повторится сначала.

Тем более что думцы уступать не собирались. Владимир Юдин потребовал прекратить «демагогическую схоластику, ханство там Ханты-Мансийское…»

Присутствовавший Владимир Ульянов бросился тушить пожар: «Ханство или царство, но надо оговорить, принять специальный акт о разграничении полномочий. Таков опыт четырехлетней работы».

Депутаты, независимо от домашнего адреса, выступали довольно дружно: округа не могут быть сами по себе (В. Юдин); совершенно ясно, что статус округов будет снижен (П. Плавник); мы должны договориться, иначе получится, что представляем всю область, а заседаем только для юга (В. Бугаев); сейчас и юг, и север одинаково убыточны — основного противоречия между нами нет, пока мы спорили, у нас все украли (В. Городилов)…

А потом в ответ на очередную «упертость» П. Волостригова поднялся Николай Барышников, который в старом облсовете столько слов сказал в защиту суверенитета округа. И безоговорочно, напористо говорил о единстве.

Я подумал: не правы те, кто говорит, что не место красит человека. Eще как красит. Перекрашивает.

Были разные предложения: обсудить, договориться, собрать три Думы и три администрации, образовать областной парламент из депутатов трех Дум… Eсть над чем подумать. А документ — принят. 14 — за, четверо воздержались — Черепанов, Юдин, Бугаев и Городилов.

Я пишу эти субъективные заметки не столько о документах, которые обсуждает областная Дума, сколько о людях, которые принимают те или иные решения. Документы будут потом опубликованы, над ними можно будет поразмышлять, А мне хотелось бы донести до читателя тот дух живой, пусть не безошибочной работы, который всегда отличает людей, бьющих собственную тропу.

И потому не стану ехидничать даже по поводу того, как долго обсуждали депутаты довольно простой вопрос: давать тем, кто станет работать в Думе на постоянной основе, квартиру в Тюмени или только служебное жилье? Упадет от этого авторитет Думы или не упадет?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта