X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Жизнь и смерти Серафима Звездинского, епископа

4

… Мы начали этот рассказ с упоминания о епископе Звездинском. Но до 272-й страницы я тщетно искал его фамилию в толстом томе. Священники на допросах перечисляют всех, кто им известен. Фамилии Звездинского нет. Церковные старосты называют, кого знают. Звездинского нет.

Получается, что в «заговоре церковников» он не участвует, не присутствует, что его никто не знает, иерарха высокого ранга? Получается так. Для нас с вами получается, для тех, кто пытается обычной логикой постичь извращенное мышление палачей. Они же по нюху, по анкете, по учету «чуждых элементов» вычисляли имена своих жертв.

Что же говорится о Серафиме Звездинском на странице 272 первого из двух пухлых томов архивного дела N 1985?

«… Оперуполномоченный Ишимского РО НКВД Карелин… нашел… что епископ Звездинский, будучи в 1932 году осужденным коллегией ОГПУ на 3 года ссылки как активный член к-р организации так называемой «истина православной церкви» (Так в тексте. Должно быть, вероятно, «истинно православной церкви»? — Р.Г.), возглавляемой митрополитом Иосифом г. Ленинграда. Отбывая срок наказания в г. Ишиме и после отбытия, Звездинский до момен-та ареста систематически поддерживал письменную связь с членами к-р организации «истина православной церкви», проживающими в гг. Ленинграде и Москве.

За период проживания в г. Ишиме Звездинский нигде не работал и жил исключительно на средства, получаемые от своих знакомых — членов к-р организации «истина православной церкви».

Будучи дважды судим за к-р деятельность, Звездинский не только не отказался от своей к-р деятельности, а наоборот в г. Ишиме Звездинский вошел членом к-р группировки (оставаясь для членов организацизации неизвестным? — Р.Г.), организованной из числа духовенства Ишимского района благочинными Моисеевым и Протопоповым, полностью разделяя их к-р взгляды (при том, что первый был обновленцем, а второй -тихоновцем?- Р.Г.), активно проводил к-р агитацию среди населения, что подтверждается следующими фактами:

Звездинский распространял свое влияние на окружающее население путем внушения и благословления как у себя на квартире, так и при встрече с гражданами на улице в г. Ишиме. В феврале 1937 г. Звездинский производил благословление дочери гражданки из

д. Дымковки (фамилия не установлена), которая якобы после благословления Звездинского сразу же нашла себе работу-

Таким путем, путем шантажа, Звездинский заработал себе славу святого человека, который якобы прошел все пытки от советской власти и остался верен богу и царю.

В разговорах с Моисеевым 28.06.37 Звездинский говорил: «Я в епископы посвящен лично патриархом Тихоном и православию не изменил, поэтому совесть моя чиста…»

5.

На допросах Серафим подробно рассказывает о своей жизни при советской власти. Хотя что там рассказывать — из шестнадцати лет восемь — в ссылках.

«Так как я не имел средств для проезда и мне было запрещено проживание в 12 режимных городах, я не мог избрать подходящий для проживания мне город. Решил временно остаться в Ишиме». (Из протокола допроса 1937 года июня 25 дня). «Из числа духовенства по г. Ишиму я никого не знаю, ни с кем никогда не встречался» (там же).

Записок владыки Серафима не сохранилось, насколько я знаю. Сам он на допросах говорить о внутрицерковных делах считал некорректным. Поэтому можно только предполагать, что заставляло его держаться в стороне от ишимского клира.

Зарубежный источник утверждает, что, «не учиняя раскола и не примкнув к оппозиции, возглавляемой митрополитом Иосифом, владыка Серафим принадлежал … к «не поминающим» местоблюстителя Сергия за литургией и воздерживался от совместного участия в молитве с «сергиянами».И уж тем более трудно предположить, что его хоть что-то могло соединять с обновленцами…

И потому он жил замкнуто, среди мыслей и книг и немногих верных его духовных чад, сопровождающих пастыря из ссылки в ссылку. Но кому из нас век позволял оставаться самим собой или затвориться от этого века? Вы помните строки: «Мне на плечи бросается век-волкодав…»?

6.

Не мне судить, был ли тверд в вере владыка Серафим. Но духом он был тверд. Из огромного количества отрицаний сотканы страницы его допросов. Не был, не знаю, не состоял, не сочувствую, не принадлежал, не встречался, виновным себя не признаю…

А дело, к триумфу младшего лейтенанта ГБ Бараусова, ширилось. Он, не исключаю, вертел себе очередную дырочку в петлицах и другую, под орден, в гимнастерке. Но государственные маховики, неожиданно для мелкого сотрудника НКВД из Ишима, закрутились быстрее, по стране прокатилась волна массовых арестов, и -шумного процесса не получилось.

15 священнослужителей из Ишима вместо открытого суда, где они хотя бы могли увидеть лица тех, кто решал их судьбу, получили «тройку».

Три заочных вершителя — начальник областного управления НКВД, секретарь обкома партии и областной прокурор — прокатили их жизни на конвейере. 15 секунд на каждого. 12 человек -к высшей мере наказания. Троим дали -от 8 до 10 лет лагерей. (Живым, в итоге, не вышел никто). Девять в ходе следствия признали себя «виновными». Шестеро — не признали. Среди шести — Серафим Звездинский.

23 августа 1937 года «тройка Омского УНКВД решила расстрелять — Аталыкова, Протопопова, Моисеева, Дюкова, Крылова, Овчинкина, Шутова, Иванова, Мамонова, Клюева, Шер-снякова, Звездинского (до 1921 г. был викарием патриарха Тихона, потом епископом Московской епархии — так в протоколе заседания тройки, — в Ишиме среди верующих слыл за святого человека)…

26 августа начальник следственной тюрьмы УГБ НКВД по Омской области лейтенант госбезопасности Конычев М.Г. «на основании решения тройки и приказания начальника УНКВД майора госбезопасности т. Горбача приговор привел в исполнение. Труп предан земле в 23 часа 30 мин.».

7

Серафим Звездинский, епископ Дмитровский, викарий патриарха Тихона, под ночным небом получил пулю в затылок и упал в общую яму, где лежали тихоновцы, обновленцы, сергиане. Где до них и после них легли православные, мусульмане, католики, протестанты, иудеи, язычники, атеисты. Как определить — кто где лежит? Впрочем, господь узнает своих.

Документы из архивного дела Серафима Звездинского. Фото неизвестного епископа с дарственной надписью было изъято при аресте у одного из расстрелянных священников.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта