X

А эта карта на обманет

Я взглянул окрест себя. В который раз поразился неисповедимым знакам Провидения, насмешке над гордыней слабых и лукавых властителей разных тюменских времен. Стоял я на странной площади без имени, что всегда равносильно утрате хозяйского глаза и жизненных сил. Ошалелые кабысдохи-дворняги искали свои чахлые кустики, дабы отметиться. Сорная трава отбегала к берегу Туры от пьяного асфальта, брошенных домов и еще большей беспризорности.

На месте этом встречаются улицы Коммунистическая и Димитрова. Те, кто их так нарек, вряд ли предполагали, что их шаг будет иронически осмыслен историей.

Редкие частные усадьбы на этих улицах — гнезда собственного уюта и заботы о жизни — и остальной «пейзаж» очень красноречивы. Так сказать, наглядный комментарий к этим названиям.

А вот Троицкий монастырь, выходящий на площадь, даже и в нынешнем своем не самом потребном виде сохраняет свое достоинство. В чисто светском смысле слова — обезображенный недавними слугами государства мнимых величин, он и сейчас спасает нас от беспамятства. Будучи не в лучшей своей форме (как и вся Тюмень), все равно выражает ее неповторимый городской норов.

Предки хорошо знали один из важнейших принципов, градостроительной культуры. Это как срез годовых колец долго прожившего древа. Вот спокойные временные волны, а вот зигзаги и качка бурных периодов.

Сейчас опять у нас драматичные перемены. Опять новые неистовые ревнители трудятся в поте лица. Благих пожеланий и прожектов разливанное море. Лишь бы не утонул в нем смысл того принципа — проектируя очередное будущее, сопоставляйте ваши намечаемые деяния в городе с уже устоявшимся его духом, его прошлым в масштабе один к одному.

Веками в каждом городе складывались его духовно-опорные точки, места, ставшие не просто памятниками архитектуры, но и зонами самосохранения общей жизни и культуры.

Опять-таки в чисто светском смысле на нашей земле храмы составляют единую духовно-историческую карту поселения. И если надругавшиеся не до конца свершили свое черное дело, оставили стены, часть строения, то зона, хоть и слабо, но действует, излучает свои добрые импульсы.

Эти стены, эта земля рядом остаются намоленными местами. И приглушенно звучат человеческие голоса, взыскующие света и тепла, счастья и справедливости.

В недавние времена особенно не повезло сибирским городам. Именно их духовно-исторические карты сегодня отмечены самыми страшными разрушениями. Наша Тюмень не исключение.

Чтобы было совсем понятно, скажу — мое детство прошло на Волге, в городе Мышкине, знаменитом своими купцами и лоцманами. На всех кручах над рекой стояли храмы — городские и деревенские. Лоцманы рассказывали: идешь на Рыбинск, ночь, пошел низовой ветер, волна, створных знаков не видно. Но ударит молния, блеснет знакомый купол с крестом. Ясно. Это Охотинский храм. Не сбились…

И вот сотрудники нашего музея «Церковь Петра и Павла» решили восстановить для тюменцев городскую духовно-историческую карту. Хотя бы в виде новой экспозиции на выставке «Храмы Тюмени». Она недавно открылась на первом этаже надвратной церкви Троицкого монастыря. С именами святых апостолов.

Малознакомое «надвратная» означает, что сей храм был устроен над главным входом в монастырь в мощных стенах ограждения, символизируя переход от суеты сует к делам духовным.

В отсутствие хорошо знакомых мне по университетскому истфаку Н. Войновой и В. Чупина нас принимала их коллега Л. Никифорова, толково и интересно объяснившая суть и детали выставки.

О высоком классе устроителей говорит то, что экспозиция не перегружена обилием цифр, документов, нагромождением фактов. Она обращена к душе человеческой, эмоционально накалена и духовно зрелищна.

Центр выставки — искусно выполненный мастерами из Санкт- Петербурга макет Троицкого монастыря. Каким он был… зимний день, солнце, умиротворение и красота влекут и обновляют. Все лучшее отзывалось в каждом, кто въезжал в Тюмень с любой стороны, ибо построен был ансамбль почти в центре главных дорог города. Одна из них (Ямская) имя сохранила.

Над макетом и вокруг — живописная добрая «мистика». Городские пейзажи, списанные с открыток 1925 года в 50-е А. Галкиным. Поклонимся ему и другим авторам. Хоть и в параллельном мире, но остаются с нами тюменские храмы. Духовная стража и укор за содеянное. Ибо «вспоминаем» мы город для людей с общим уважением к их земным делам и трудам душевным.

Впечатляет история Благовещенского собора. Жители Зареки, проходя через вантовый мост, каждый день попирают ногами его камни, прагматики недавних лет хорошо знали, сколь крепки фундаменты старых построек. Правая опора вантового пешеходного моста как раз в том месте.

А был собор красен собой. В стиле «нарышкинского барокко» отстроен. Весь в изразцах, в шахматной черно-белой «игре» «кровельного кирпича». Желтая, зеленая и красная черепицы сливались в живописную радугу восхождения к белому цвету. Соединяли земное с небесным.

Кстати, просмотрев выставку, лишний раз убедился в причинах крушения в России наших радикальных утопистов. Слепо, дико, повсеместно увивали и культуру, красоту. Благовещенский взорвали в 1931г. Уничтожали тюменские культовые здания еще почти сорок лет. А было их 15… И если когда-нибудь найдутся меценаты, вдохновятся власти и музейщики, создадут макет-панораму Тюмени начала этого еще века, увидим не только знаменитую лужу на торговой площади, в которой, говорят, утонул воз. Увидим и «прочитаем» всю духовно-историческую карту нашего города, храмы которого вместе со зданиями на Царской, Спасской, старым вокзалом и другими сливались в единый тюменский ансамбль — с только своим именем и лицом.

И тогда пригодятся выразительные акварели Митинского, сохранившие подлинные виды снесенных строений монастыря. Чертежи и планы других храмов. Их духовное излучение осталось. Устроители дополнили документальные материалы живописью наших современников. Рисунки по мотивам, вдохновленные памятью сердца, сигналами прошлой (увы, поруганной) красоты.

Это было, было, было… Подлинность былого не вернуть, но прошлое — не только урок, призыв к покаянию. Проникнемся духом и смыслом его, поверяя им все проекты и планы тюменского будущего.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта