Генерал из сибирской глубинки
55 лет назад на берегах реки Халхин-Гол красноармейцы и монгольские цирики разгромили японских захватчиков. Среди кавалеров «Золотой Звезды», удостоенных высшей награды за мужество и храбрость в боях, был и Иван Иванович Федюнинский.
Богата и ярка событиями была его жизнь. «Родился и вырос я в Сибири, в деревне Гилевой Успенской волости Тюменского уезда Тобольской губернии», — вспоминал Иван Иванович.
«Детства не знал, потому что бедовала наша семья отчаянно. Сытный обед не каждый день видел, перебивался, как говорят, «на подножном корму». Тринадцатилетним подростком он приехал в Тюмень и начал работать маляром по найму.
В разгар гражданской войны, 24 октября 1919 года, надел Иван армейскую шинель и не расставался с ней до конца жизни. Сражался с врагом на Западном фронте, а весной 1921 года судьба снова привела его в родные края.
3 апреля 1921 года приказом N 95 по Тюменскому уездному военкомату «Федюнинский Иван назначен переписчиком в мобилизационный отдел и поставлен на все виды довольствия». Здесь, в Тюмени, заполняя учетную карточку N 82, хранящуюся ныне в областном госархиве, написал молодой боец о том, что по профессии он — «хлебопашец».
29 июня 1921 года приказом по тому же Тюменскому уездному военкомату «переписчик моботдела Федюнинский Иван отправлен в распоряжение командира 33-го стрелкового полка, а оттуда — во Владивостокскую военную школу, которую он окончил в 1924 году. И с тех пор, на протяжении почти полутора десятков лет, его жизнь была связана с Забайкальем.
Осенью 1929 года получил молодой краском боевое крещение. Во время боев на КВЖД, командуя ротой 106-го Сахалинского полка, умело руководил бойцами в районе Чжалайнора и заслужил орден Красного Знамени. В 1931 году, окончив курсы «Выстрел», Иван Иванович вернулся в Забайкалье. Ярко блеснул его командирский талант на болотистых берегах Халхин-Гола.
11 мая 1939 года японские войска вторглись на монгольскую землю, следуя принципу «хако ити у» («8 углов под одной крышей»), который означал насильственное объединение всех стран Востока под властью «божественного императора расы Ямато». Генерал Танака прямо заявлял: «В программу нашего национального роста входит необходимость вновь скрестить мечи с Россией на полях Монголии».
И мечи скрестились. Наши воины пришли на помощь монгольским цирикам. 1 -ю армейскую группу возглавил Г.К. Жуков. Жуков обратил внимание на находчивого и отважного командира, исполнявшего в том время должность помощника командира полка по хозчасти, и доверил ему 24-й мотострелковый полк 36-й мотострелковой дивизии.
Вскоре полку с дивизионом артиллерии было приказано атаковать противника у горы Баин-Цаган. Оценивая роль Федюнинского в этих боях, Г.К. Жуков писал: «Во всех сложных случаях Иван Иванович. Федюнинский умел находить правильное решение, а когда началось наступление наших войск, полк под его командованием победоносно вел бой».
20 августа 1939-го началось окружение врага. В этот же день Иван Иванович был ранен осколком мины. Красноармеец Попов вынес его с поля боя, а армейский хирург Михаил Никифорович Ахутин спас ногу…
В госпитале отважный командир узнал о том, что 29 августа 1939 года «за образцовое выполнение боевых заданий и геройство полковнику Федюнинскому Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза».
Герой Халхин-Гола возвратился в боевой строй и в звании генерал-майора возглавил 82-ю мотострелковую дивизию.
Начало Великой Отечественной войны застало Федюнинского под Ковелем, где он командовал 15-м стрелковым корпусом. С Юго-Западного фронта дороги привели его под Ленинград, в 42-ю армию. Именно ему поручил Г.К. Жуков временное командование Ленинградским фронтом, уезжая в Москву для организации обороны столицы. Вскоре Иван Иванович сменил разжалованного Г.И. Кулика на посту командарма-54…
Новый 1942 год встретил он на Западном фронте, командуя 5-й армией. Они вновь были вместе: Федюнинский и Жуков…
Волховский фронт — заместитель командующего Иван Федюнинский многое сделал для подготовки прорыва блокады Ленинграда. Потом в той же должности он на Брянском фронте. А с ноября 1943-го до победного мая 1945 года возглавлял многострадальную и героическую 2-ю Ударную армию. Особенно отличился генерал Федюнинский при штурме Данцига и во время проведения Восточно-Померанской операции…
Отгремели залпы войны, но ветеран по-прежнему оставался в строю. Менялись только должности и адреса: Архангельский военный округ, заместитель главкома Группы советских войск в Германии, Закавказский военный округ, Туркестанский военный округ…
Он возглавлял разработку методики обучения войск в условиях применения ракетно-ядерного оружия, руководил крупными учениями весной 1963 года, а в апреле 1964-го непосредственно возглавлял ликвидацию последствий стихийного бедствия в долине реки Зеравшан.
В год 20-летия Победы Иван Иванович стал инспектором-советником группы генеральных инспекторов Министерства обороны.
Семья Федюнинских жила на Таганке. Иван Иванович и Eлена Владимировна отличались истинно сибирским гостеприимством. В кругу боевых товарищей и друзей Иван Иванович часто повторял: «Я — генерал из сибирской глубинки…»
Он неоднократно приезжал в родное село, оказывал помощь односельчанам в приобретении сельхозтехники, часто бывал в Тюмени, вспоминая свою боевую молодость. Генерал был крепок, и смерть пришла к нему неожиданно. Это случалось 17 октября 1977 года.
Герой Советского Союза и Герой МНР, кавалер 52 боевых наград, генерал армии Иван Федюнинский похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1981 году в деревне Гилевой Тугулымского района Свердловской области открыт его дом-музей. Именем героя Халхин-Гола и Великой Отечественной войны названы улицы в Тугулыме, Ломоносове, Волхове, Тюмени…
***
фото: