Оборотни
21 июля судебная коллегия Тюменского облсуда под председательством Юрия Носова приступила к рассмотрению уголовного дела об убийствах и вооруженном нападении на операционный отдел Сбербанка «Тюмень».
Кого сегодня удивишь сообщением о насилии? Налеты на банки тоже не редкость. Но уголовное дело, о котором пойдет речь, не совсем обычное. Потому что из шести подсудимых пятеро — сотрудники милиции.
Замечено: официальный язык процессуальных документов действует на воображение сильнее самых эмоциональных, но абстрактных моральных проповедей.
Итак, следствием установлено… 1 мая 1992 года Владимир Зырянов, 22-летний инспектор отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГАИ при УВД Тюмени, получил в нарушение ведомственной инструкции пистолет Макарова с патронами.
В этот же день Зырянов остановил на выезде из города автомашину ВАЗ-21061. Новую, без номеров. Водитель Мотовилов ехал в Ноябрьск из Ставрополья. Подвезти по пути сотрудника ГАИ в форме и при исполнении? Почему нет. Поехали. На 165 километре Тобольского тракта Зырянов выстрелил. Сзади. В затылок. Оттащил труп в кустарник и на захваченном «жигуленке» возвратился в Тюмень. Eздил на нем до 6 мая 1993 года. Вплоть до задержания.
Целый год никто из его сослуживцев, включая начальство (Зырянов возил заместителя начальника ГАИ Некрасова) ни разу не поинтересовался, откуда у молодого инспектора, недавно принятого на службу, появился новый автомобиль. Без регистрации и без номеров. И что самое главное — объявленный в розыск после обнаружения 5 июня 1992 года убитого Мотовилова.
А в сентябре Зырянов женился. Свадьба гуляла два дня. В кафе «Сибирские пельмени» и в столовой ГАИ. Больше полусотни гостей. За угощение платил жених. Eго щедрость тоже никого не удивила. Ни невесту, ни родственников, ни знакомых. Гаишник — да чтобы без денег!
Не на это ли укоренившееся в массовом сознании представление о патрульной службе на дорогах как о легком и доходном промысле рассчитывал Зырянов, уговорив своего родственника Игоря Ратушного ступить на преступный путь? В буквальном смысле этого слова…
7 июля они получили, снова прибегнув к простому обману, табельное оружие и устроили засаду на улице Жуковского. Несколько часов ждали подходящую машину. Чтобы была новой, без номеров и без пассажиров. Дождались…
На вишневой «семерке», купленной в Санкт-Петербурге, Щетинин ехал в Нефтеюганск. Спешил к семье, потому не стал ждать других попутчиков. Попросившие подвезти сотрудники ГАИ в форме не вызвали у него подозрений. Через 137 километров грохнули два пистолетных выстрела, оборвавшие жизнь не ожидавшего опасности водителя.
После убийства преступники отогнали машину в Тюмень, разобрали в гараже своих соседей и продали по частям через магазин «Старт». Вещи Щетинина поделили. Три упаковки школьных тетрадей, которые он вез детям 13 и 8 лет, достались Зырянову. Вот как добывались деньги на свадьбу.
В марте 1993 года знакомого Зырянову инспектора Романа Готовчица перевели из ГАИ в отдел вневедомственной охраны при Центральном РОВД Тюмени. Там же служили Михаил Ухман и Владимир Любицкий. Один — милиционером, другой — электромонтером, а по совместительству — охранником в частном детективном предприятии «Легион ЛТД».
Однажды Ухман рассказал приятелям, что в операционном отделе тюменского Сбербанка по улице Осипенко, 84а остается на ночь до 40 миллионов рублей и около 10 тысяч долларов. Охраняет сейфы с деньгами один милиционер. Справиться с ним несложно. Своим он откроет металлическую дверь. Так созрел преступный замысел. Из охотничьего ружья сделан обрез. Изучены подходы к зданию банка. Опробованы газовые пистолеты. В компании появился еще один участник — 40-летний Владимир Калевич, снабженец МП «Западная Сибирь».
20 апреля вечером налетчики съехались к банку. На трех автомашинах. Выжидали до полуночи. Распределили роли: кто дежурного охранника зовет условным стуком, кто его убивает, а кто отход обеспечивает.
Обманутый предателями милиционер отодвинул дверные запоры. И сразу — газовые хлопки и удары обрезком арматуры. Обливаясь кровью, охранник банка сумел выхватить пистолет и несколько раз нажать на спуск. Грабители пустились наутек, но по оставленным на месте схватки следам были установлены и арестованы. Скрыть другие преступления тоже не удалось.
В судебном заседании государственный обвинитель, старший советник юстиции Валентин Стариков, заявил о необходимости дополнительного расследования. Это ходатайство вызвано тем, что за время следствия и подготовки к судебному процессу из действующего уголовного законодательства исключены статьи об имущественных преступлениях в их прежней редакции. Вместо понятия «социалистическая собственность» введена терминология «чужое имущество». После внесения юридических коррективов в следственные материалы судебное рассмотрение дела в отношении милиционеров-оборотней будет продолжено.