Кино как доказательство: все это было…
Да, Анатолий Петрович, вы видели столько, сколько десяти другим не привелось увидеть. И, право, эта игра-работа стоила свеч! Стоила изнурительного командировочного мотанья по «тюменским севером» с неизменной кинокамерой, которую вы держали, наверное, чаще, чем ложку с вилкой. Вашими героями были люди и события, о них вы снимали этот нескончаемый фильм, поделённый на множество лаконичных сюжетов (а они — как соты в улье, и без каждого улей неполон).
Что там я писал про вас, вашими же устами, в 1983-м? Цитирую по «Тюменской правде»: «Многое довелось снимать… Первую промысловую скважину на Самотлоре. Поезда, пришедшие в Тобольск и Сургут. Первый газовый фонтан на Уренгое. Первую буровую на Харасавэе. Ледокол, впервые пришедший сюда…». И даже этот сверхкороткий перечень (крохотная выжимка из вашей кинорепортерской жизни) достоин восхищения и зависти. Eй-богу, так много не видел никто.
Но это я думаю после беседы с Анатолием Петровичем Круговых в редакции «Тюменского курьера», когда в очередной раз узнал от него уйму всякой всячины, о которой и не подозревал. Eще до Тюмени он снимал Хрущева, снимал в Осетии, куда Никита Сергеевич приезжал полюбоваться отборной кукурузой. И даже сказал ему, вернее, попросил: «Возьмите, пожалуйста, початок в руки». И Никита Сергеевич не погнушался просьбой провинциального «киношника», сорвал початок, поднял в правой руке — и был немедленно запечатлен на пленку. А еще раньше, в Махачкале, вообще анекдот получился: Круговых пытался снять приезд Хрущева с крыши привокзального пивного ларька(предусмотрительно закрытого), потом слез, чтобы пробиться поближе к правительственному поезду — а. на крышу залезли эмоциональные горцы. И провалились внутрь, прямо на голову дюжей хозяйки «пены и кружек».
Свой первый тюменский сюжет он, многие годы представлявший у нас Свердловскую киностудию, тоже помнит очень хорошо. Eще бы! Тогда, в Березовском районе, на пути к знатному оленеводу, они вместе с нартами провалились под тонкий лед озера. Да еще и заблудились. Eдва не замерзли — но, к счастью, обнаружили поблизости чум с людьми.
И еще, в одной из первых командировок, он добрался до Горноправдинска и познакомился с Фарманом Салмановым. Даже самолично наблюдал, как, по указанию Салманова, сушил футбольное поле к очень важному матчу вертолет Ми-6 (поистине легендарная история, дошедшая до наших дней).
И его «доставала» цензура: снял однажды сюжет о тюменских парашютистах ДОСААФ, а разрешение военного округа так и не смог получить: «Кто дал право снимать Движущийся самолет над местностью?» Настоящие шпионы, конечно, посмеивались над такой бдительностью. Был еще забавный случай: будучи в Москве, Анатолий Петрович искал военно-воздушное начальство за очередным разрешением -по телефону ему отказались назвать адрес, а первый же прохожий на улице Горького объяснил, как дойти…
То, что он снял о Тюмени и Тюменской области, поистине уникально. И мы встретились в общем-то для того, чтобы поговорить о судьбе этих редкостных киноматериалов. Раньше, по словам Круговых, специальному человеку было вменено в обязанность собирать все, что снималось о нашей области. Это хранилось в кинопрокате — до самого последнего кадрика. Но было так только до 1985 года. Часть материалов и сейчас хранится. Но что там есть, а чего нет — предстоит разбираться. Многое можно отыскать в хранилищах Гоофильмофонда. Но стоить это будет недешево. Вот если б найти спонсора, купить киноматериалы, перевести на видео! Короче, спасти и сохранить. Юбилей пройдет, Тюменская область перевалит на второе 50-летие — а ее живая, непридуманная история в лицах людей, в городах, буровых, нефтяных фонтанах, невероятной грязи и фантастическом мужестве, во всем, что было хорошего и плохого,-останется. Останется на пленке. А пока великолепный оператор, член Союза кинематографистов Анатолий Петрович Круговых, в спешном порядке «мобилизован» организаторами юбилейных торжеств. Со вчерашнего дня в кинотеатре «Космос» показывают его сюжеты, которых вы больше не увидите нигде. В 16 и 18 часов, перед началами сеансов. Эти ленты (полновесные 10-минутные сюжеты, которые были когда-то контрольными копиями) он отыскал в домашнем архиве. «Четыре весны Самотлора», «Харасавэй», начало строительства Тобольского нефтехимкомплекса… Шесть роликов, часовой отрезок сугубо документального киноромана. Ни тени вымысла. Всё, как было.
…Чем он сейчас занимается? «Собирался сесть за мемуары, да не рискнул. Время сейчас такое: на то, что я хотел бы снять, -никто денег не даст…».
Он снял неимоверно много наверное, столько же и не успел. Мне понравилась одна из его нереализованных идей: фильм о Туре, рассказ, ведущий начало из древней старины, который нам наговаривает… сама река. «Хотелось рассказать о Туре, как о живом человеке». Но, может быть, Анатолий Петрович, еще рано вешать на гвоздь кинокамеру и этот фильм все же появится на свет — пусть не завтра, а через несколько лет?
Искренне желаю этого. И надеюсь быть в числе первых зрителей.
***
фото: На снимке: Анатолий Круговых. Конечно же, с кинокамерой. Фото из семейного альбома.