Мелодия красок, или От Калганова до Гардубея…
В честь золотого юбилея области в выставочном зале появилась ретроспективная композиция, посвященная тюменским художникам. Скромная церемония открытия выставки, где не было традиционной ленточки и ножниц, краткое слово представителей областного «культурного» начальства, отсутствие прочих пышных церемониальных атрибутов — все это никаким образом не повлияет на оценку неординарного явления в общественной жизни области и даже России.
Давайте побродим по залам в сопровождении лучшего из экскурсоводов — музыки. Сегодня с нами камерный оркестр Юрия Иванова. Впервые голоса скрипок непосредственно сопровождают созерцание картин, и — странное ощущение! — чудится, будто поют сами краски на холстах мастеров.
Словно старинная виолончель, звучат смелые краски Ивана Калганова, гениального самоучки, «сибирского Хоггарта», спившегося в безвестности век назад.
Озорной скрипкой уличного музыканта смеются холсты Михаила Гардубея, представителя объединения «Арс 20+». (Презентация этого творческого союза, имеющего авангардный уклон, прошла здесь же). Триптих Гардубея «Пляж», где бесформенными и безликими тушами усеян песок морского побережья, издевается над царством плоти, похоронившей мысль. Уж не пророчество ли это…
Лица. Лица. Лица. Купцы и нефтяники. Губернаторы и хлеборобы. Коллективный портрет прошлого, настоящего и будущего. Как впечатляюще, оказывается, смотрится коллективное творчество сибиряков, если восстановить распавшуюся «связь времен», если увидеть творческий поиск сегодняшних художников.
Взгляд скользит по экспонатам и холстам. Б. Паромов… В. Шилов… Г. Визель… В.Овчаров. А. Новик… E.Кобелев. Известные и незнакомые имена сменяют одно другое. Звучит музыка красок…