X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Парфенова — деревня в городе

Наша Тюмень невелика по числу жителей, но занимает площадь, равную почти десятой доли Москвы. В процессе своего роста Тюмень одну за другой включала в городскую черту ближние старинные деревни. Одно из таких недавних приобретений — деревня Парфенова, ставшая городским районом лет 40 назад.

Мы не нашли точной даты возникновения этой деревни, но «Дозорная книга Тюмени» за 1700 г. свидетельствует, что тогда деревня уже была. Название ее связывают с фамилией боярского сына (был тогда такой военный чин) Осипа Парфенова, упоминаемого в «Книге»: «…у него дети Иван 12 лет, Алексей 7 лет. Дворовых людей Сенка Васильев, Панкратка Eлисеев…скота 10 лошадей с жеребятами, рогатого тоже, 7 овец… а пашни . у него паханы в дер. Парфеновой у дворов в городьбе 4 десятины… да замежной и лесом поросшей земли у дубровы 20 десятин…»

. Так жил сын боярский Осип Парфенов. Возможно, что первыми поселились тут его предки

— отец, дед. В первой дозорной книге Тюмени за 1624 г. д. Парфеновой еще нет.

Деревня росла, и через 100 лет, по ведомостям пятой ревизии (1799 г.), в ней было «…число душ мужеска пола — 96, женска — 101, домов -25, пашенной земли — 282 десятины, сенокосу — 96 десятин, лесу — 5 десятин, мельниц — 3». Деревня тянулась одной улицей вдоль полузаросшей древней старицы Туры — озера Парфенова.

Земли на левом берегу Туры бедные, урожаи зерновых были в основном невысокие, и жители Парфеновой быстро сориентировались — стали заниматься овощеводством: спрос на овощи в Тюмени был велик. Постепенно парфеновцы открыли для себя «золотую жилу» — наловчились выращивать ранние огурцы на хорошо прогреваемых склонах к озеру, в нем же была всегда вода для поливки.

Парфеновские огуречники изобрели оригинальное устройство для защиты огуречных растений от весенних холодов: кольца из сена. Их вязали толщиной в ладонь и надевали на молодые растения по мере подрастания. Огурцы росли как бы в сенной трубе, на ночь их укрывали сверху матами от вероятного заморозка, а на день открывали под весеннее солнышко. Получалось неплохо. Позже эту технологию вытеснили парники и теплички.

В начале XX века, в 1912 г., в Парфеновой уже жило 442 человека обоего пола, была построена церковь на кладбище (недавно она возобновила работу), библиотека-читальня, школа грамоты, маслодельня, две лавки.

Сергей Русанов

С середины 20-х годов начинается приобщение деревни Парфеновой к коллективному труду. Архивы и газеты тех лет сообщают, что 8 мая 1925 г. в деревне образовалась сельхозартель «Новый труд». 23 марта 1928 г. организована артель по совместной обработке земли «Красный Октябрь» из 8 домохозяев и 50 десятин земли. Им дали 400 руб. кредита на инвентарь, но семян у артели не было. 28 апреля 1929 г. парфеновские колхозы «Искра», «Красный Октябрь» и «Восток» провели совместное собрание и объединились, под общим названием…

Росла Тюмень, разрасталась и деревня, постепенно сливаясь в единое целое, и сейчас Парфенова — один из жилых районов города, не утративший, однако, своеобразия и собственного жизненного уклада, имеющий свои традиции и достопримечательности.

На закате советской эпохи, в достопамятные времена борьбы с «зеленым змием», Такой Достопримечательностью, например, был винный магазин на Горке -один из немногих в городе. К обеду у автоколонны 1228 автобусы начинали выплевывать толпы страждущих, устремлявшихся к зарешеченной амбразуре. Причем приверженцев «змия» собиралось столько, сколько при всем желании, пожалуй, не смогут собрать лидеры ЛДПР или РКРП.

Впрочем, знаменита Парфенова не только своей винной точкой, тем более что нынче их в городе — сотни. Идешь парфеновскими улицами и невольно любуешься красивыми и добротными частными домами, украшенными затейливой резьбой, причудливыми дымниками на трубах. Такое впечатление, что попал в старинное сибирское село.

Некогда русская деревня Парфенова стала со временем поселением интернациональным. Живут здесь и русские, и татары, и цыгане… Не случайно именно в Парфеново несколько лет назад была заложена мечеть. Правда, до сих пор недостроенная(проблемы с финансами). Зато месяц назад в стареньком покосившемся домике с печным отоплением по соседству с мечетью для местной детворы открыло свои двери медресе.

В медресе всего две комнаты. В одной идут занятия, в другой живут преподаватели Талибджан Eрназаров и Убайдулла Ташпунатов. Оба из Узбекистана, оба в совершенстве владеют арабским языком, превосходно знают Коран. И передают свои знания ребятишкам. Не получая за это никакой оплаты.

— Мы с Убайдуллой — верующие люди, — поясняет Талибджан. -Летом работаем у себя на родине (мы живем крестьянским трудом), а зимой, когда свободного времени стало побольше, решили послужить Аллаху.

Сергей Русанов

…День морозный, и на парфеновских улицах народу негусто. Вздымая снежную пыль, промчится авто, взбудоражив местных Шариков, да изредка скрипнут чьи-то ворота. Дымят печные тру-‘ бы, откуда-то доносится стук топора: хозяин заготавливает дровишки.

В частном доме, понятно, удобств поменьше, чем в благоустроенном, а работы побольше. Зато побольше независимости. От коммунальных служб, например, А это в наше время многого стоит. Зачах же за пару-тройку лет по соседству молодой и благоустроенный некогда поселок Нефтяников, в одночасье оказавшийся бесхозным. Парфенова же, разменявшая четвертую сотню лет, по-прежнему вид имеет вполне солидный и основательный.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта