X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Капкан для тамбовского волка

О том, как при желании можно навести порядок в отдельно взятой области

Eсли в городе по ночам спят «Калашниковы», а люди бодрствуют и ходят по улицам, посещая увеселительные заведения, значит, не дремлет и местная милиция. Eсли к вам не лезут в карман или квартиру, значит, количество злодеев на душу населения здесь меньше среднестатистического. Eсли дежурный пульт городского УВД молчит, как партизан, значит, кто-то позаботился, чтобы поводов для отчаянных звонков было поменьше. И, наконец, если происходит это не в Лос-Анджелесе, а в российском Тамбове, значит, у здешних пинкертонов служба не только опасна, но и умна.

Шесть часов просидел я на оперативной связи Тамбовского областного УВД (городское здесь сократили за ненадобностью), предвкушая, как после телефонной трели заработает система «Вариант» и в капкан попадет «волк в законе». Но рация пробуждалась раз в полчаса и сообщала о задержанных пьяницах или семейных скандалах. Была суббота — день, когда соблазн нарушить Уголовный кодекс растет. Уходя с пустым блокнотом, я надеялся на воскресный всплески оставил свои координаты заместителю начальника УВД Владимиру Карпову. Однако и в последний день недели рация исполняла аналогичную арию. В понедельник, находясь в УВД, я решил проверить, не фальшивил ли эфир, и полистал журнал учета преступлений. Оказалось, что в городе с населением 350 тыс. человек за выходные не произошло даже банального ограбления.

Почти без вариантов

Рецидивист по кличке Утюг, прозванный так за специфический вид нижней челюсти, считал, что при встрече с женщиной шапку ломать не стоит. Свою. Простоволосыми оказывались те дамы, которые на свое горе сталкивались с Утюгом, оставляя в его руках меховые головные уборы. Похититель знал о существовании системы «Вариант» и предполагал, что в течение получаса наряды милиции, зная его приметы, будут всматриваться в каждого прохожего. А посему, сорвав шапку с очередной жертвы, далеко убегать не стал — завернул на ближайшую стройплощадку, где и спрятал добычу в укромном месте. Но, спокойно пройдя мимо оцепления, он не заметил, как старший наряда пошел к машине, где попискивала рация. За шапкой он вернулся через час. Оцепления уже не было. Шапкосниматель извлек добычу и невольно развел руками: перед ним стояли трое в до боли знакомой форме. Запястья ему вернули в исходное положение, но уже с наручниками. И зря он уже потом сетовал на свою глупость. Система «Вариант» не оставляет почти никаких вариантов и таким специалистам.

Все как по полочкам

В дежурной части Тамбовского УВД сразу обращаешь внимание на необычную расцветку карты областного центра. Она поделена не на районы и префектуры, как обычно, а на двадцать пронумерованных секторов. Каждый включает несколько кварталов. Внизу в маркированных кармашках лежат своеобразные памятки для действия разных подразделений милиции в зависимости от того, в каком секторе нарушен закон. Расположение и размер секторов подбирались с учетом количества населения, уровня криминогенности, наличия поблизости баз милицейских подразделений и даже мест нахождения кинотеатров и дворцов культуры.

Как только сигнал о преступлении поступает в дежурную часть областного УВД, все переговоры по рации заглушаются и тот, кто у пульта, объявляет, к примеру: «Вариант 9! Ограбление. Приметы преступников следующие…» Находящиеся в этом районе наряды достают свои памятки и начинают блокировать соответствующий сектор.

Участвуют в нем все подразделения — ГАИ, ОМОН, ППС и даже вневедомственная охрана. И каждый знает, где ему быть и как действовать. Обычно одновременно задействованы 10-12 экипажей. Через пять минут в сектор для прочесывания прибывает оперативная группа угрозыска. В случае неудачи кольцо расширяется. К перехвату подсоединяются силы соседних секторов. Норма на поимку по горячим следам — полчаса. Сейчас так в области раскрывается каждое второе преступление. Знающих о «Варианте» злодеев, не желающих прорываться с добычей через оцепление, ждут на пустырях, стройплощадках и в других местах после его снятия.

Неудивительно, что количество грабежей в области в минувшем году снизилось на 11 процентов, а уличная преступность составила менее 7 процентов от общего числа правонарушений. Количество угонов за год снизилось наполовину, из каждых ста убийц уйти удается лишь восьми. Но, увы, с розовой краской соседствует черная. Общее количество преступлений хоть и немного, но выросло. Безработица в области растет быстрее, чем у соседей, и это неминуемо плодит передряги с драками и увечьями.

Вор должен сидеть в тюрьме

Известный в городе Мичуринске «авторитет» по кличке Завьял недавно вернулся из мест не столь отдаленных. От предложенной милицией работы на заводе отказался и предпочел заведомо криминальную коммерческую структуру. Через две недели руководство фирмы, и в том числе Завьял, было арестовано за финансовые махинации.

Как правило, взятый под особый контроль «авторитет» довольно быстро ловится на том или ином правонарушении и отправляется туда, откуда прибыл

Тамбовскую же преступную группировку местной милиции удалось вытеснить. Та перебазировалась в Петербург. Попытки посетить родные пенаты через сутки-двое завершаются визитом милиции и вопросом «Что гость Тамбова забыл на исторической родине?» Как сказал мне начальник Тамбовского УВД Владимир Пучнин, зная о частоте ячеек милицейской сети, многие авторитеты не желают рисковать. Так что организованной преступности в области нет.

Новые городовые

Так называемые стационарные посты в Тамбове с виду похожи на обычные коммерческие киоски. Только вместо надписи типа ТОО «Сидоров и К» наверху установлено светящееся табло «Пост милиции», а на стекле висит табличка с фамилиями дежурного наряда. Внутри тесновато: на нескольких квадратных метрах стол, стулья, обогреватель и зарешеченная камера для содержания задержанных. Павильоны устанавливаются в традиционно криминогенных зонах, а также в новых микрорайонах, где мало телефонов. На посту обычно дежурят трое сотрудников, один постоянно сидит в будке, как дореволюционный городовой, а двое патрулируют. Каждый житель окрестных кварталов знает, где искать защиты. Посмотрел я журнал регистрации преступлений за неделю на одном из постов. В сутки не больше трех записей: те же пьяные да семейные скандалы.

Кадры определяют все

Вечером на одной из тамбовских улиц я обратил внимание на милицейский автобус, стоящий в окружении патрульных машин. Он оказался передвижной столовой. Каждый вечер несколько таких машин выезжают в определенные места города, где к назначенному времени собираются на ужин постовые и патрульные группы. Позже в УВД мне сказали, что в России такого больше нет нигде.

На спортзалах здесь просто помешались: в одном Тамбове их восемь, не считая двух строящихся. Областное ГАИ занимает целый квартал, включающий в себя гаражи, жилые дома, общежитие, детский сад и детский автогородок. На вопрос, какие есть проблемы, заместитель начальника ГАИ, помявшись, ответил: «Да вот еще одну партию «фордов» получили, а ставить негде — гаражи переполнены». Окончательно добил меня визит в только что построенный Октябрьский райотдел милиции: пальмы, коврики, витражи, сверкающие белизной туалеты. Ни в одной из комнат я не обнаружил голых ламп или плафонов, везде только люстры.

И немного статистики. Зарплата тамбовских милиционеров втрое превышает среднеобластную. В 1994 году на 3000 сотрудников в одном Тамбове сдано 348 квартир, за два последующих года планируется построить еще 1223. Некомплект в УВД составляет 4 процента, и скоро намечено его ликвидировать. Учитывая растущую безработицу, в скором времени здесь, похоже, будут принимать в милицию по конкурсу. Хотя и сейчас кандидат проходит компьютерное тестирование.

Вот так. Можем, если захотим…

(«Московские новости»)

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта