X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Тюменское чудо открытия «энергии века»

В минувшее воскресенье Тюмень покидали последние делегации VI фестиваля театров кукол и масок уральской зоны.

Подняв свою седеющую голову, лучший тюменский Дед Мороз начала 80-х годов Юрий Трифонов прощально подмигнул огромной фигуре Петрушки, десять фантастически красивых дней приветствовавшего нашу актерскую братию и ее гостей: «Я сейчас работаю в Краснодаре. До него я шесть лет отдал тюменскому театру. Все равно — своему театру. Когда подлетали к Тюмени, стало сбивать дыхание. Смеялся, но… не плакать же. А вошел в зрительный зал — забило всего. Вернулась опять уникальная энергетика. Как вспышки, били названия наших спектаклей: «Забыть Герострата», «До третьих петухов»…

Люди на день приезжали из Омска, Челябинска, Свердловска, чтобы увидеть их. И стоит театр, эти стены, этот зал. Не просто память, а «действующий разряд». Но ничего такого не было бы, если к началу 70-х годов в города хуральской зоны не высадился бы творческий десант питомцев «королевской» кукольной школы из Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографа.

Это сейчас их имена входят в современные театральные анналы — режиссеры Виктор Шрайман, Юрий Набоков, Анатолий Тучков, Михаил Хусид, художник Марк Борнштейн… А тогда они трудно и мучительно взрывали старую эстетику кукольного действа, взяв «на себя миссию быть театром не только для детей, но и для взрослых».

На афишных тумбах традиционные «Три мушкетера» и «Коты в сапогах» с удивлением смотрели на «Вишневый сад», «Смерть Тарелкина», «Дом, который построил Свифт» (по пьесе Григория Горина). Появился новый актер-коллега по духу и мастерству хорошо знакомого тюменцам засл. арт. России Станислава Железкина, появилась жажда синтезировать выразительные средства. Им стало «интересно сталкиваться в поединке человека с куклой и смотреть, что из этого получается»(Виктор Шрайман).

Вместе с новой эстетикой возникла необходимость творческого обмена и диалога с единомышленниками. История уральского фестиваля началась в 1975 г. в Челябинске со встречи всего трех театров. Они проходили регулярно до 1986 г., когда все прервалось… Но года полтора назад наш замечательный директор Тюменского театра кукол и масок Раиса Рогачевских напомнила городским и областным властям, что театру исполняется 50 лет, и лучший юбилейный подарок — возродить традицию проведения «кукольных» фестивалей нашей зоны. Идею поддержали и финансово, и материально-технически.

Забегая вперед, скажу, что, восхищенный успехом нашего фестиваля, высоким рейтингом тюменской труппы, участием зарубежных гостей, их самыми лестными оценками нашего потрясающего праздника (все эпитеты — из выступлений на пресс-конференции. — В.Р.), председатель областного комитета по культуре Александр Шишкин сделал на закрытии сильный ход. ?После пожеланий собраться снова через два года — тут сильный и красивый голос Раисы Николаевны перекрыл общий восторг: «И обязательно в Eкатеринбурге!» -Александр Александрович дипломатично заметил: если у кого-то дело сорвется, то через три года соберемся опять в Тюмени. А что, не слабо! Да будет Тюмень кукольной столицей России! Нью-Васюки?! Эх, люди, надо было видеть эти десять дней, этот нарастающий поток фантазии и боли, просветления и дарованных зрителям Надежд,- представленный 30-ю спектаклями 17-и театров, чтобы не подозревать меня в ложном пафосе. Ведь оценки и мнения складывались не только в среде давно и хорошо знающих друг друга театралов.

Eще одна традиция этих фестивалей — не присуждать призовых мест. Анализ работы кукольных театров поручают группе критиков и специалистов из УНИМА (Международного союза кукольников), Министерства культуры России, Союза театральных деятелей. В Тюмени эту работу возглавили люди с легендарными именами — признанный знаток фольклора и праздничной культуры, ученый из Санкт-Петербурга Анна Некрылова и ее коллега из Москвы, эрудит Ирина Уварова. Их авторитет у наших театров огромен, ибо еще в 70-е годы они поддержали «новую волну» — наперекор заштамповавшимся коллегам и тогдашнему официозу.

Правда, у нас случилось и отступление от традиции. Работало специальное зрительское жюри, которое присудило приз своих симпатий Нижневартовскому государственному театру кукол «Барабашка» (основан в 1989 г.) за «сказку для детей любого возраста» «Дюймовочка» в инсценировке и постановке Игоря Ларина. Думаю, что тюменских студентов подкупил новаторский стиль режиссера — техноэстетизм. Великую сказку Игорь Ларин прочитал как древний миф о рождении человека в любви, красоте и божественной доброте. Словно дни творения, разворачивается действие, Святой Дух вызывает во тьме взрыв (прямо в центре зала! — изящный прием, работа на телескопических антеннах) первых звезд, разливаются воды, и огромные цветы на сцене заполняют радугой все пространство…

Открытием фестиваля Ирина Уварова назвала спектакли Игоря Ларина (Санкт-Петербург), поставленные в Магнитогорске: «Вишневый сад» по Антону Чехову и мимический балет «Рататуй». Надо заметить, что режиссер большую часть года проводит в нашей зоне, чем в северной столице. Как правило, он сам пишет сценарии, либретто, декорирует свои спектакли, любит музыку Альфреда Шнитке. Эти два спектакля решены в манере ретростиля, в диалоге с поэтикой русского модерна начала нашего века. В них — раздумья над судьбами России, смертью старых культур, на место которых приходит торжествующий Хам Дмитрия Мережковского. С именем Игоря Ларина известный критик связывает новый взлет в поисках театров уральской зоны. В этот же ряд Ирина Уварова отнесла и тюменский спектакль «Лутоня» (режиссура Сергея Кузина), в котором стихия народного духа ищет на развилке кривых дорог путь добрый и справедливый.

Вот и получилось, что знаменитая тюменская «энергия века», ее открытие по времени совпали с новой театральной энергетикой. И они были тоже первопроходцами — замечательные мастера своих кукол и масок, своих волшебных действ. Ушедший в историю фестиваль не просто подтвердил это: добыча творческого «золота» не снижается…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта