X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Под джаз даже святые маршируют

Мы не виделись сто лет. Кажется, столько времени прошло с нашей последней встречи в мае прошлого года, на втором международном джазовом фестивале памяти Ирвинга Берлина (кто в городе теперь не знает Ирвинга Берлина!). Теперь уж точно никому не режет слух, когда сочетают два слова — «джаз» и «Тюмень». Да, наш город может похвастаться несколькими джазовыми коллективами. А эти коллективы могут достойно конкурировать не только друг с другом, но и со столичными исполнителями джаза.

Все говорят про трудности, а джаз в Тюмени расцветает. Были бы вы (если вы не были) на последнем (в смысле очередном) концерте в ДК «Геолог» 12 июня, вы бы со мной согласились.

В завидной творческой форме старые коллективы — оркестр областного УВД «Александр-бэнд» под управлением Александра Молокова и прославленный «Крунинг-джаз» Виктора Новокаускаса. Неутомимый Всеволод Бессараб создал новый джаз-бэнд с символическим названием «1902» (примерный год рождения джаза). К сожалению, в этот раз мы не увидели (и, соответственно, не услышали) симфоджаз училища искусств (еще в прошлом году он был под управлением Eвсея Шапиро, сейчас Eвсей Натанович далеко отсюда, а что с коллективом, я не знаю).

Eсли вы все-таки не были на последнем (дай Бог, не последнем!) концерте, если вас все-таки не пустила взволнованная администраторша, которая маячила в стеклянных дверях «Геолога» и заламывала руки. «Куда вы все идете? Уже некуда. Уже полный зал…» -я поделюсь подробностями.

Администраторша была права, идти было уже некуда. Не успевшие занять кресло постояли в проходах. Такого ажиотажа тюменский джаз еще не знал. Вижу три причины:

а) многолетняя деятельность тюменских сподвижников джаза (лбом о стену) начала приносить свои плоды;

б) резкое похолодание;

в) бесплатный вход.

Джаз в Тюмени знают и любят. Но случайной публики тоже было много. Таких, как мой сосед. Об этом он прокричал мне в ухо (на сцене завоевывал внимание зрителей «Александр-бэнд»). И добавил, что «на концерте совершенно по-другому звучит, не то что по телевизору». Оркестр областного УВД хорошенько разогрел публику, и она откликалась достаточно горячо. (Мой сосед покосился на меня и поинтересовался, почему это я «плохо» хлопаю). Оркестр бисировал — и только после этого был отпущен со сцены.

(В скобках надо заметить, что джазисты, учитывая разношерстность публики, были предупредительны и давали пояснения, например: сейчас прозвучит композиция такая-то такого-то автора, написанная в таком-то году, вы все ее прекрасно знаете…).

За время технологического перерыва (Всеволод Бессараб проводил викторины со зрителями) зал снова поостыл, и вышедших на сцену музыкантов встречал уже сдержанно. А может, потому, что коллектив — новый, совершенно незнакомый широкой публике, нигде, кроме как на праздновании пятилетнего юбилея Тюменнефтегаза в феврале, еще не выступавший (да и там его мало кто слушал: празднующие нефтяники толпились в буфете). В общем, это был дебют. И очень удачный. Публика была доброжелательна, солистка Инга Лударева выглядела шикарно (а пела даже лучше, чем выглядела), музыканты старались, репертуар был продуман и хорошо подан — я даже не знаю, нужно ли еще что-нибудь для первого успеха.

Мне показалось, «1902» не просто играет джаз в свое удовольствие (как это делают, к примеру, «крунинги» — сами неоднократно признавались), а берет на себя задачу пропаганды джаза. Не случайны короткие экскурсы в историю, предварявшие каждое произведение, не случаен выбор направления -традиционный джаз, не случайно и название. В общем, «1902» — достойное детище Всеволода Бессараба (как и весь этот праздник, и фестивали, и вечера памяти Берлина…) По-моему, в Тюмени нет другого человека, который бы так преданно и неутомимо нес идеи джаза в народ.

Что вам сказать про «Крунинг-джаз»? Eму уже девять лет (для творческого коллектива — солидный возраст), но он все еще растет и меняется, как ребенок. То он играет рок (вот захотелось), то озвучивает кукольные спектакли, то выступаете джаз-балетом, то — в содружестве с фольклорным коллективом «Росстань». Сегодня «Крунинг-джаз» экспериментирует с вокальными данными своих музыкантов: уже почти все поют, кроме ударника (кстати, тоже нового) и самого Новокаускаса. Вчетвером исполнили популярную композицию Луи Армстронга «Let My People Gp»… В общем, если «Крунинг-джаз» меняется — значит, он живет. Не меняются только… известно кто.

А еще в этом ансамбле новая солистка — Eлена Надеина. (Поклонники Александра Истомина могут не волноваться — их бородатый кумир жив-здоров! также солируете «Крунинг-джазе», недавно вернулся из поездки в США и производит впечатление всем довольного человека). Так что теперь, как сформулировал руководитель ансамбля Виктор Новокаускас, у «Крунинг-джаза» два лица. Одно более мягкое, воркующее (напомню, «крунинг» это и означает) — это Лена Надеина, другое тормошащее — соответственно Саша.

За прошедший год «Крунинг-джаз» широкой публике был мало доступен. Главным образом его можно было послушать в ресторане кволити-отеля «Тюмень». Се ля ви — надо же музыкантам кормить семьи, иметь хорошую аппаратуру и к тому же постоянную площадку для выступлений. Зато на прошедшем концерте мы нашли «Крунинг-джаз» в отличной форме и даже весьма респектабельным. Спасибо организатору Бессарабу (кажется, я уже говорила) — поклонникам «Крунинг-джаза» не пришлось тратиться на ресторан.

Завершал праздник джаза джем-сейшн, когда мог выйти на сцену и поиграть с музыкантами любой желающий. Желающим порой не хватало инструментов и в какой-то момент на рояле играли сразу двое. Так что концерт продолжался почти четыре часа, и зал держался. Жаль, что все закончилось.

Неужели следующая встреча -через год?

P.S. Праздник джаза проходил под эгидой общероссийского движения общественной поддержки Бориса Eльцина.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта