X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Итак, мы умираем с голоду…

Конечно, вы обратили внимание, что вместе с другими революциями, в последние три-четыре года мы переживаем революцию на нашем столе?

Уж извините за наивность, но когда я попал впервые в простенький немецкий супермаркет небольшого городка в Нижней Саксонии, то испытал нечто вроде шока. Никогда прежде я не видел в магазинах столько еды сразу и, причем еды, о которой я даже не подозревал. Могу только догадываться, что было написано у меня на лице. Хорошо, что в супермаркетах в отличие от универмагов не висят зеркала на каждом шагу.

То был 1992 год, самое начало вольной торговли. Теперь-то это изобилие вломилось в наши пределы, вломилось, конечно, грубо, нагло. И при этом отпихнуло в самый дальний угол отечественные продукты, как правило, не имеющие вида, очень часто не имеющие вкуса, а если и имеющие вкус, то, попробовав, думаешь: уж лучше бы не имело.

Но опять задумывается мыслящий соотечественник: хорошо это или плохо? А не попадем ли мы снова в какую ни на есть зависимость? Не есть ли сникерсовская (или какая другая) экспансия признак утраты Россией наконец-то обретенной свободы? Сумятицу в умы вносят и лоббирующие Госдуму аграрии: мол, защитим отечественного производителя!

Стоя в коротенькой очереди продмага (ничего, что я так, по-свойски?) «Тамара», услышал реплику: «Что делается, а? Из русских товаров только молоко, сметана и творог!». Голос знакомый, повернулся — и лицо знакомое, где-то даже сосед. Потому рискнул спросить: не заставляют ли уважаемого гражданина силой брать заморский товар? Нет, отвечает. Так не бери. Но, сокрушается, кушать-то хочется…

Прошелся вдоль прилавков той же «Тамары» (отметим, что по ценам магазин — вполне массовый). Что там «свое»?

Eстественно, молочный ряд. Хотя йогурты — сплошь немецкие, отчего-то наш гормолзавод перестал их выпускать, или партии столь мизерны, что я эту продукцию просто не вижу. И сыры — французские, диковинные и дорогие.

Мясо и колбаса — наши. (С колбасой, по-моему, у нас определенные успехи. Любители так и едут прямо по адресам. Кому больше нравится уральская колбаска — на Одесскую, в «Видергебурт». Кому московская продукция — на Тульскую, в «Юбилейный». Eсть и ялуторовская копченость-вареность, есть заводоуковская, боровская, курганская. На тюменскую нередко жалуются: на другой день начинает издавать ароматы доперестроечных лет (возможно, заелись!).

Среди напитков (продолжим «тамарошествие») — коммунистический интернационал. Весь отечественный блеск алкогольной продукции и аж до кактусовой водки «Текила». Среди прохладительных пока преобладают совместные предприятия, мне было трудно определиться: свое или не свое? То же самое с чаями. «Майский чай» — вроде бы наш, но произрастает опять-таки на Цейлоне. Да, что говорить: после СССР весь чай автоматически стал заграничным…

Не стану нагонять слюну у читателя. Скажу: есть на прилавках и наше, есть и ихнее. Но повторюсь: никто силой покупать «не наше» меня не заставляет. И я не хотел бы, чтобы силой же меня заставляли покупать только «наше».

Я не знаю, проводятся ли в нашей стране исследования, подобные тем, что осуществил в Польше профессор Витольд Затоньский. Он рассмотрел динамику национального здоровья в ходе реформ. И зафиксировал, что состояние демографической катастрофы (всплеск смертности наблюдался в большинстве посткоммунистических стран) стало ослабевать, начиная с 1992 года. Вывод: свободный рынок продлевает жизнь человека. Свободный рынок принес в страну качественно иные продукты, ввел большое количество фруктов, заменил натуральное масло маргарином, содержащим ненасыщенные жирные кислоты… Правда, поляки вошли в экономическую реформу тремя годами раньше нас и вели «шоковую терапию по Бальцеровичу» куда интенсивнее.

Хотя и у нас, как заметил обозреватель «Тюменского курьера» Иван Копейкин в своих ежесубботних заметках, в последнее время бананы стали соперничать по популярности с картошкой. Так что «революция на столе» все же происходит.

Кстати, вы заметили, что самая массовая реклама «в умирающей от голода стране» посвящена проблеме… худения. Одна из местных газет, печатающая панические письма о вымирании народа, как-то опубликовала целую колонку объявлений о том, как бороться с излишним весом. Eсть проблема -значит, есть и явление.

И, наконец, о защите отечественного товаропроизводителя. Я его, конечно, нежно люблю. Но считаю, что защищать нужно, прежде всего, отечественного потребителя (сам-то производитель тоже потребляет немало). Пусть потребитель выбирает. А производитель борется — качеством, ценой, упаковкой. Государство же, в виде различных инспекций, пусть не ограничивает наши гражданские и едоцкие права. Пусть лучше следит за тем, чтоб под. иностранными этикетками к нам не попадали некачественные товары. С остальным мы вполне можем разобраться сами. На свой вкус и цвет. На то и свобода.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта