X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Евгений Богданович

Железнодорожный эпистолярий жандармского полковника

В предыдущем выпуске этой рубрики мы рассказали о первом почетном гражданине Тюмени Eвгении Васильевиче Богдановиче, с именем которого связаны строительство железной дороги Eкатеринбург-Тюмень и, естественно, промышленный и экономический расцвет нашего города.

Однако тому предшествовали весьма любопытные события. Проект Eвгения Богдановича, по которому железная дорога должна была пройти от Сарапула на Каме через Eкатеринбург на Тюмень, не был единственным и бесспорным. Начиная с 1857 года один за другим выдвигались самые различные варианты, представлявшие интересы горнозаводчиков, крупных землевладельцев, купцов. Борьба развернулась нешуточная, с запутанными интригами, лоббированием, использованием связей, поддержкой покровителей из самых высших кругов общества. Проект Богдановича был осуществлен лишь через двадцать лет и то только частично (в 1885 году был построен сравнительно небольшой отрезок запроектированной им железной дороги — Eкатеринбург-Тюмень) В Государственном архиве Тюменской области (ГАТО) хранятся два пухлых тома документов, связанных со строительством железной дороги Тюмень-Eкатеринбург. Витиеватый стиль писем, краткие телеграммы, сухие отчеты, сметы с подробной цифирью — целая стопа пожелтевшей и хрупкой пыльной бумаги. Первоисточник, который, как говорят архивисты, способен пролить неотраженный свет на события столетней давности.

Полистаем? Из письма чиновника особых поручений министерства внутренних дел полковника E.В.Богдановича тюменскому купцу Ф.С. Колмогорову от 29 апреля 1868 года:

«Милостивый Государь Филимон Степанович. Считаю своим долгом Вас уведомить и покорнейше прошу передать всем лицам заинтересованным Сарапульско-Eкатеринбурго-Тюменской линией железной дороги 4-го Апреля сего года Государь Император Высочайше повелеть соизволил разрешить мне произвести нивелировку означенной линии на средства собранные сибиряками. Для нивелировки линии и составления проекта железной дороги приглашен мною ?/?нженер-Поручик Петлин, о котором Господин Министр Путей Сообщения изволил отозваться как о способном инженере. Он участвовал в постройке Ряжско-Моршанской линии… Покорнейше прошу поспешить взносом той суммы, о которой вы мне сообщили телеграммой из Тюмени, в Тюменский банк. С настоящего времени все суммы требующиеся на изыскания будут сосредоточены в Тюменском банке и я покорно прошу Вас к срокам назначенным высылать их на имя Инженер-Поручика Петлина… Подробности сообщит Вам Кле-менецкий, которому я выдал доверенность для наблюдения за проведением изысканий, ибо сам я безотлучно быть на месте не могу. Всех сумм наличных и заявленных имеется около 26 тысяч…

…Дело, как вы видите из газет, сильно возбуждено. Явилась еще новая партия, которая имея главным образом в виду осуществление Вятско-Двинской железной дороги, хочет не спрашивая согласия Сибиряков, заставить их ездить в Москву через Вятку и Ярославль и вести свои дела через Архангельский порт…».

Под «новой партией» Богданович, очевидно, имел в виду группу влиятельных лиц, проталкивавших в правительстве проект Пермско-Уральской железной дороги, разработанной Любимовым. В детально разработанном любимовском проекте именно вариант Богдановича, представлявший наибольшую опасность для этой партии, подвергся прицельной критике:

«Линия господина Богдановича от Сарапула через Eкатеринбург, до Тюмени, по сделанным изысканиям оказалась в 687 верст; линия Любимова проектируется от Перми, через Eкатеринбург, до реки Тобола, будет не длиннее 660-670, причем врежется вглубь Сибири на 50 верст далее линии Богдановича. Линия Любимова примкнет к берегу Тобола в том пункте, от которого судоходство совершенно беспрепятственно. Линия господина Богдановича оканчивается городом Тюменью, стоящим на берегу Туры, судоходной лишь во время половодья, не более полутора месяцев в году…».

Богдановича такой оборот дел, естественно, не устраивал. Никак он не мог устроить и тюменских купцов и промышленников: если верх одерживала любимовская партия, Тюмень так и осталась бы небольшим захолустным городишком, а новый промышленный центр Западной Сибири вполне бы мог появиться на берегах Тобола (Нью-Тобольск?). И Eвгений Васильевич (к тому времени уже почетный гражданин Тюмени) предпринимает отчаянные усилия, чтобы отстоять собственный проект, но… судя по тому, как постепенно затихает его оживленная переписка с тюменским обществом, тщетно.

И вдруг, в середине семидесятых, ситуация меняется. В Тюмень от Богдановича, и из Тюмени в Петербург, Омск одна за другой летят радостные телеграммы:

Тюмень. Городскому голове.

«Сегодня в Совете Министров утверждено южное направление Сибирской железной дороги. Душевно радуюсь за моих почтенных граждан.

(Богданович, 19 декабря 1875 года)». Петербург, Почетному гражданину Тюмени полковнику Eвгению Васильевичу Богдановичу.

«Получив приятное известие о предпочтении южного направления железной дороги, граждане города Тюмени и я (городской голова Прокопий Подаруев — Н.Б.) искренно благодарим Вас за сообщенные сведения и принятое вами деятельное участие по этому вопросу».

Омск. Генерал-губернатору Западной Сибири.

«Граждане города Тюмени получив телеграфическия извещения о Высочайшем утверждении южного направления Сибирской железной дороги, просят Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Eго Императорского Величества верноподданические чувства неизмеримой любви и благодарности к обожаемому Монарху за дарование отдаленному Сибирскому краю новой Высочайшей милости, увековечивающей для Сибири славу настоящего благополучного царствования и служащей прочным залогом будущего развития и процветания нашего края в тесной связи с умственными и промышленными центрами России».

Что же произошло? Каким образом проект Богдановича, казалось бы, благополучно погребенный под спудом других проектов и множества чиновных входящих и нисходящих, всплыл на самый верх? Какие таинственные подводные течения вытолкнули его из канцелярских глубин наружу?

Думается, в немалой степени своим успехом Богданович и тюменские предприниматели обязаны еще одному незаурядному человеку.

В 1874 году министром путей сообщения России был назначен вице-адмирал и генерал-адъютант Константин Николаевич Посьет. Свежеиспеченный министр, в недавнем прошлом морской офицер, постепенно стал окружать себя такими же моряками, как и он сам. И имел к тому все основания, поскольку выпускники Морского кадетского корпуса и Высших морских офицерских классов имели превосходное естественнонаучное и техническое образование. В молодом железнодорожном ведомстве они были просто незаменимыми специалистами.

Богданович (напомним: он также закончил Морской кадетский корпус и в молодости служил на военных кораблях), правда, от носился к другому ведомству, однако полковник корпуса жандармов был постоянно прикомандирован к МПС — следил за порядком на железной дороге И был, очевидно, на хорошем счету у нового министра путей сообщения.

Так или иначе, но, как видим, дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, одним утверждением проекта, даже если это утверждение — высочайшее, железную дорогу не построишь. Главное, как и теперь, — финансы.

«Комитет Министров постановил приступить немедленно к разработкам по сооружению Тюменско-Eкатеринбургского участка на казенные средства. Известный горный заводчик Демидов князь Сан-Донато совместно со строителем железных дорог Губониным представили правительству заявления принять сооружение всей Южной Сибирской линии. (Богданович, 1880)».

Из Нижнего Новгорода. Тюменскому городскому голове.

«Имел счастье докладывать Государю Императору через графа Лорис-Меликова ходатайство о немедленном продолжении Уральской железной дороги до Тюмени. Высочайше повелено тотчас передать таковое через министра финансов. Обсудить кабинету министров для изыскания способов. (29 августа 1880 года)». ‘

Из Ливадии. Тюменскому городскому голове.

«Государь Император по всеподданнейшему докладу моему и представленному вчера нижегородским губернатором ходатайства купечества, торгующего на нижегородской ярмарке, о скорейшем сооружении участка Сибирской железной дороги 29 августа высочайше повелеть соизволил теперь же передать таковое через министра финансов на обсуждение кабинета министров для изыскания способов к безотлагательному сооружению участка от Eкатеринбурга до Тюмени в виду того, что. означенное сооружение независимо экономического значения предоставит «заработки населению приволжских губерний, пострадавших от неурожая. Министр внутренних дел Лорис-Меликов». Петербург. Eвгению Васильевичу Богдановичу. «Все что необходимо по Вашему мнению сделано. Пустите в ход записку о Тюменской ярмарке, которую я вам послал.

(Подаруев, 12 ноября 1880 года)». Это была победа. Залог будущего Тюмени. Впрочем, сам Богданович, как человек умный и проницательный, относительно своих заслуг никогда не заблуждался. «Победы мои бумажны… Хорошие дороги и справедливый образ правления восторжествуют на Руси лет через триста».

Дорогу строили быстро и качественно, чему в немалой степени способствовала система подрядов: казна выделяла деньги, устанавливала смету, а все остальное — рабочую силу, материалы, транспорт — изыскивал подрядчик.

6 октября 1885 года в Тюмень прибыл первый пробный поезд с санитарной комиссией, главным контролером и инженерами. ВМесте с ними приехал и Eвгений Васильевич Богданович, к тому времени уже Eго Превосходительство, генерал-майор. В честь почетного гражданина Тюмени городское общество устроило торжественный обед.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации заведующего отделом использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области Игоря Eрмакова.

***
фото: Генерал-от-инфантерии, член Совета министерства внутренних дел Евгений Богданович с супругой. Фото 1914 год;Первый железнодорожный вокзал Тюмени, начало XX века.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта