X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Некоторые цифры и факты из работы службы практической психологии

С городской службой практической психологии в образовании, существующей в Тюмени уже пять лет, к концу 1996-1997 учебного гола сотрудничало 36 общеобразовательных школ и областной детский реабилитационный центр «Крепыш».

Всего в этих учреждениях работает 75 школьных психологов и 21 дошкольный психолог. Все они в течение года проходили стажировку в городском комитете по образованию. За этот год специалистами службы для них было проведено 36 обучающих семинаров и 2 тренинга. Кроме этого, было разработано 10 методических пособий по проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы, которые были предоставлены в распоряжение практических психологов.

Психологами школ под руководством городской психологической службы была проведена диагностика интеллектуальных способностей и личностных особенностей учащихся 11, 9, 7, 3-4 и 1-х классов (всего 16076 человек). Обработка результатов проводилась в компьютерном центре городской психологической службы. Школы получили полную информацию по результатам обследования учащихся. Выявлены дети, нуждающиеся в особом внимании педагогов и родителей, в экстренной психологической помощи.

Основная цель диагностики выпускников 11-х классов, проводимой в октябре, — профориентация, а 9-х классов (в ноябре) — профориентация и формирование 10-х классов. Одна из задач тестирования выпускников 9-11-х классов — они должны приобрести уверенность в том, что выбор сделан правильно, или вовремя изменить его.

1659 выпускников 11-х классов из 28 школ и 4058 выпускников 9-х классов из 33 школ проконсультировались у психологов по поводу своих возможностей и склонностей — для выбора будущей профессии. Каждому выпускнику-одиннадцатикласснику выдавался список рекомендуемых профессий исходя из его индивидуальных особенностей и профессиональных предпочтений. Большинство девятиклассников так же получили информацию по выбору профессии именно исходя из собственных данных.

Цель тестирования семиклассников, проводимого в январе, — выявление интеллектуальных и личностных особенностей для формирования гимназических классов и ориентации на специализированные лицейские классы.

В 1996-97 учебном году прошли тестирование 3712 семиклассников из 28 школ города. По результатам его школьные психологи провели консультацию учителей и родителей, организовали занятия и тренинги по выработке навыков общения, коррекции эмоционального состояния детей.

Интеллектуальные и личностные особенности выпускников начальной школы (3529 третьеклассников из 27 школ и 689 четвероклассников из 18 школ) были выявлены в апреле по результатам тестирования. Школьные психологи консультировали педагогов и родителей по интересующим их вопросам.

По результатам тестирования 2429 первоклассников из 28 городских школ, проведенного в мае, родителям и педагогам могут быть выданы психолого-педагогические рекомендации исходя из личностных и интеллектуальных особенностей. Этими данными располагают школьные психологи.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточный уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти), обшей осведомленности, самостоятельности. Работа по диагностике степени готовности детей к школьному обучению проводилась в школах в начале июня и в конце августа, а в детских садах — в конце мая, перед выпуском в школу. Всего в прошлом году по этой программе обследовано 2015 детей.

Используя эти же результаты, психологи и педагоги школ выделяют группы детей, личностное развитие которых пойдет в дальнейшем более гармонично при условии подбора для каждого из них конкретной педагогической программы: одной из развивающих программ, стандартной программы, коррекционной или вспомогательной. Такое деление позволяет обоснованно скомплектовать классы.

Результаты показали различие среди детских дошкольных учреждений в уровнях общего развития выпускников. Эти сведения позволили сделать выводы об особенностях реализации развивающих программ в конкретных детских садах.

Работа по диагностике уровня социально-психологической адаптации детей проводилась психологами школ и детских садов города в сентябре-октябре. За 1996-97 учебный год обследовано по этой программе 2367 детей. Важно выявить детей, особенности эмоционального состояния которых в дальнейшем могут затруднить адаптацию к школьным условиям и повлиять на успеваемость. Поэтому работа психолога с ними начинается еще в подготовительной группе, за год до поступления в школу. Eсли же ребята с возможными трудностями школьной адаптации выявляются уже при поступлении в 1 класс, коррекционные занятия с ними проводит психолог школы.

С 1997-98 учебного гола запланировано проводить ежегодно диагностические обследования детей начиная с 2-3 лет. Результаты этих обследований дадут возможность проследить динамику различных изменений, происходящих с ребенком, вовремя заметить неблагоприятные тенденции в его развитии и начать коррекционную, развивающую или терапевтическую работу.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта